Часть полного текста документа:Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina) (1525-1594) Итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. - "золотого века" церковно-музыкального творчества. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина - это название было присоединено к фамилии музыканта - Пьерлуиджи. Своей славой Палестрина обязан главным образом церковным сочинениям для хора a cappella в развитом полифоническом стиле, который он довел до высокой степени совершенства и в котором добивался замечательных звуковых эффектов (это явление можно охарактеризовать как "хоровую инструментовку"). По всей вероятности, в детстве Палестрина пел в хоре мальчиков в соборе родного города, а позже в хоре церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В возрасте примерно 19 лет он вернулся в Палестрину и поступил на службу в собор как органист и учитель певчих. В это время он женился, и у него родилось трое сыновей. В 1550 епископ Палестрины стал папой Юлием III, а в 1551 он перевел молодого музыканта в римский собор св. Петра, назначив его руководителем Капеллы Юлия. В знак благодарности Палестрина посвятил своему покровителю сборник месс. Гравюра в этом издании дает нам самый ранний портрет Палестрины: композитор изображен подносящим свой дар папе. Последний, весьма польщенный, дал Палестрине место в папской капелле - замечательном ансамбле лучших певцов, находившихся в личном распоряжении папы. Возможно, Юлий III хотел, чтобы Палестрина стал постоянным композитором папской капеллы, но позже новый папа, Павел IV, отправил на пенсию всех женатых членов капеллы, и композитору пришлось уйти. Он работал в церквах Сан Джованни ин Латерано и Санта Мария Маджоре, а в 1571 вернулся в храм св. Петра, снова возглавил Капеллу Юлия и оставался на этом посту до конца своих дней. Между тем его жена, двое сыновей и двое братьев были унесены чумой, свирепствовавшей тогда в Риме. Убитый горем, Палестрина решил стать священником, но накануне рукоположения познакомился с одной состоятельной вдовой и в 1581 женился. Вместе с компаньоном он занялся торговым делом, принадлежавшим покойному мужу своей новой супруги, и поскольку ему удалось стать официальным поставщиком мехов и кож к папскому двору, дело пошло на лад, причем полученная прибыль вкладывалась в покупку земли и недвижимости. В 1592 коллеги-музыканты сочинили и преподнесли Палестрине - в знак глубокого почтения - сборник музыкальных композиций на тексты псалмов вместе с хвалебным адресом. В начале 1594 композитор внезапно заболел и спустя несколько дней скончался. На его отпевание в соборе св. Петра собралась огромная толпа. Творчество Про церковную музыку Палестрины говорят, что она "источает благоухание григорианских песнопений", и действительно, многие сочинения композитора опираются на древние григорианские мелодии (cantus planus, "плавное пение"). Их мотивы пронизывают хоровую фактуру, переходя из голоса в голос, часто с изящным ритмическим варьированием. Мессы Более девяти десятков месс Палестрины демонстрируют самые разные формы - от простых четырехголосных композиций до развернутых шести- или восьмиголосных циклов, созданных по поводу каких-либо торжеств. К первому типу принадлежат такие прекрасные мессы, как Missa brevis, Inviolata и Aeterna munera Christi. ............ |