Игорь Малин
«Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью» священник Александр Ельчанинов (1881-1934)
Родительскую любовь ребенку необходимо еще завоевать. Вероятно, по этой причине детям так часто приходится доказывать своим родителям, что они хорошие. Они лезут из кожи вон, чтобы сохранить свою конкурентоспособность на рынке быстро меняющихся смысловых ориентиров и преходящих ценностей своих родителей. Но через некоторое время они понимают, что безнадежно проигрывают, оказавшись на периферии присутствия своих родителей, оказавшись лишенными общения с главными людьми в своей жизни.
Для таких вот не специально заброшенных детей мостиком в реальность остается заветная и, порою, недосягаемая диалогичность с родителями. Потеря диалогичности образует тупик, выхода из которого ребенок не видит, и поэтому впадает в состояние близкое к отчаянию: «Я опять никому не нужен». Ребенок замыкается и отдается на откуп «миру, лежащему во зле»…
Виноваты ли в этом мы, взрослые? Да, виноваты.
Столько всего нужно успеть нам, да еще найти время на своего ребенка. Поговорить друг с другом о своем ребенке и о нашем к нему отношении, а, тем более, помолиться за него - на эти важные вещи времени просто не остается. Вот и получается, что «наша жизнь вращается вокруг проблем и забот. Она ничего не создает. В конечном счете, она бесплодна…» [2, c. 150].
Подобная уязвимость родителей, в свою очередь, неизбежно наносит урон психологическому и духовному здоровью ребенка. Ребенок чувствует себя частью своих родителей. Тревожность родителей передается ребенку. Родительские страхи передаются ребенку. Любое обидное слово в адрес родителей ребенок воспринимает на свой счет. В конфликте между родителями ребенок нередко усматривает свою вину: «это я виноват, что папа с мамой ругаются».
Дети моделируют поведение своих родителей, бессознательно перенимая родительский сценарий для своей жизни. Здесь срабатывает «закон соленого огурца»: «Если в соленую воду положить свежий огурец, желает он того или нет, через некоторое время он обязательно станет соленным».
Поэтому задачей для современных родителей, по мнению видного русского психолога, профессора Николая Нечаева (род. 1946), остается «искусство организации их собственной жизни». А это как?
«Искусство организации жизни», с церковной точки зрения, заключается в том, чтобы всерьез и обдуманно подойти к построению эффективной модели отношений и общежития в собственной семье: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» [10].
Если родители мечтают о психологическом и духовном здоровье для своего ребенка, то им необходимо прилагать усилия именно в обозначенных сферах. А не пытаться с помощью престижной школы, рейтингового ВУЗа, отдельной комнаты, новых калош и последней модели iPhone восполнить дефицит общения со своим ребенком. «Развращение детей, - поучает святитель Иоанн Златоуст (347-407), - происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они уже нерадят о детях с их душою»…
Церковная традиция настаивает на том, чтобы родители сызмальства помогали ребенку приобрести духовную устойчивость, при которой его чувства будут «навыком приучены к различению добра и зла» [3]. ............