Часть полного текста документа:Единый социальный налог - опять двойное налогообложение индивидуального предпринимателя? С 1 января 2001 вступила в действие II часть Налогового кодекса РФ. Одним из важнейших нововведений является замена взносов в государственные внебюджетные фонды единым социальным налогом. Положения кодекса, касающиеся предпринимателя без образования юридического лица, вновь поднимают застарелый и очень больной вопрос. Дело в том, что ранее, а именно - до 1998 г. индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги по договору гражданско-правового характера по существу подвергался двойному налогообложению. Предположим, организация решила заключить договор на выполнение работ или оказание услуг с индивидуальным предпринимателем. В этом договоре организация является заказчиком, а предприниматель - исполнителем. Поскольку предприниматель - физическое лицо, заказчик по такому договору должен был начислять взносы в Пенсионный и прочие внебюджетные фонды со всей суммы вознаграждения, причитающегося исполнителю. В свою очередь, предприниматель является самостоятельным плательщиком взносов во внебюджетные фонды. Более того, если индивидуальный предприниматель имеет наемных работников или привлекает в качестве соисполнителей других предпринимателей, то на сумму их вознаграждения он должен начислить и уплатить взносы во внебюджетные фонды. Приведенное правило прямо вытекало из п. а) ст. 1 Закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (а также из соответствующих законов за предыдущие годы). Сколько было "сломано копий"! Сколько написано критических статей об этой вопиющей несправедливости! Но Пенсионный фонд - как застрельщик сей прогрессивной идеи, а следом за ним и прочие фонды, с завидным упорством настаивали на таком правиле. Более того, Высший арбитражный суд (см. напр. инструктивное письмо ВАС от 15 августа 1995 года № 1-7/ОП-470) закреплял своим авторитетом именно такой порядок начисления взносов. Наивно было бы предполагать, что организации в массовом порядке делали такие "подарки" Пенсионному и другим фондам. В результате такого законотворчества организации наотрез отказывались заключать договоры, в которых предусматривались выплаты предпринимателям. Зачастую, даже такие, какие никак уж не признаешь услугой - на всякий случай. Фондам удалось снять лишь небольшой "урожай", выявляя "нарушения" post factum - в ходе проверок. Наконец, законом "О тарифах страховых взносов .... за 1998 г." (№ 9-ФЗ) пресловутое правило было отменено, включая 1997 г. - задним числом. Казалось бы, об этом абсурде можно забыть навсегда. Но... Анализируя статьи 236 и 237 Налогового кодекса в действующей редакции, можно прийти к неутешительному выводу. Действительно, ст. 236 устанавливает, что: для работодателей - организаций, индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, крестьянских фермерские хозяйств, физических лиц - объектом налогообложения являются выплаты, вознаграждения и иные доходы начисляемые работнику по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Исходя из буквального толкования статьи, можно было бы сделать вывод, что данное правило применительно только к гражданско-правовым договорам, заключенным работодателем с лицами, уже состоящими с ним в трудовых отношениях. ............ |