Часть полного текста документа:Экологическая революция В.В.Ванчугов Человечество сталкивается с проблемами истощения ресурсов, исчезновения животных и растений, глобального потепления, дефицита пресной воды и пр. Эти проблемы уникальны потому, что они впервые приобрели подлинно глобальный характер. Следовательно, и ответы на них должны быть достаточно радикальными. Именно такое решение предлагает Томас Принсен\Thomas Princen, профессор Школы Природных Ресурсов и Среды Обитания\School of Natural Resources and Environment Мичиганского Университета\University of Michigan. Оно предложено и обосновано в его книге "Логика Достаточности"\The Logic of Sufficiency. Принсен и не думает скрывать от читателя нестандартность своего подхода к решению проблем, лежащих на стыке экологии и экономики. Уже на первых страницах предисловия он открытым текстом предупреждает, что абсолютно не верит в многочисленные рецепты, которые предлагают сторонники сохранения эколого-экономического "статус кво". Эти рекомендации основаны на принципе - делать то же самое, что и раньше, но только лучше. "Более умело использовать ресурсы. Утилизировать побольше отходов. Действовать не в одиночку, а совместно. Облагать налогами "плохих парней" и субсидировать "хороших". Поощрять духовное пробуждение. И главное, приспосабливаться. Ведь когда ситуация действительно становится невыносимой, люди начинают вести себя иначе - это универсальное правило". Принсен подчеркивает, что все эти, несомненно, разумные пожелания никак не затрагивают основополагающей идеологии экономического поведения, основанной на принципе непрерывного роста потребления. Поэтому и выход из современных трудностей предлагается искать на пути максимальной оптимизации способов достижения такого роста - и никак иначе Другими словами, предлагается верить, что все проблемы разрешатся сами собой, если отказаться от природоразрушающих технологий в пользу природоохранных, от затратных путей прогресса - в пользу эффективных. Не случайно идея эффективности стала ключевым лозунгом той модели социальной организации, которая господствует в развитых странах и предлагается в качестве примера для подражания остальному миру. Хотя эта модель возникла лишь после Второй Мировой войны, она настолько успела закрепиться в массовом сознании, что приобрела статус истины в последней инстанции. На эту идею и ведет атаку Принсен. В качестве радикальной альтернативы он выдвигает идею достаточности, точнее, разумной достаточности - в самом широком смысле этого слова. Эта идея может и, по мнению Принсена, должна стать краеугольным камнем новой экономики, экономики с экологической ориентацией. История не раз доказывала ее работоспособность в былые времена, когда отдельные человеческие группы попадали в ситуации, напоминающие нынешнее положение всего человечества. Она должна сработать и в наши дни - и опять-таки для всего человечества. Принсен не скрывает, что стратегию разумной достаточности куда легче провозглашать, нежели воплощать на практике. Адаптация общества к такому мышлению будет длительным и мучительным процессом. Возможно, оно победит примерно так, как побеждают революционные научные идеи: сторонники прежних взглядов постепенно умирают или уходят в отставку, а молодое поколение исследователей принимает новые теории как нечто само собой разумеющееся. Принсен отнюдь не склонен преуменьшать трудности, сопряженные с практическим воплощением идеала достаточности в масштабах города, страны или, тем более, всей современной цивилизации. ............ |