Часть полного текста документа: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" подготовили : Карпенко В. студент гр.931 Костин Е. студент гр. 932 Симич Л. студент гр. 932 Чижик С. студент гр. 932 руководитель : Савкин В.П. доцент кафедры "Экономической теории" 1996 Днепропетровск ДИИТ------------------------------------------------------------------------ ПРЕДМЕТ. МЕТОД И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД ПЛАН. 1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории. 2. Предмет экономической теории. 3. Система экономических отношений. Экономическая структура общес- тва. 4. Методы познания социально - экономических процессов. 5. Функции экономической теории. 6. Экономические знания - элемент культуры индивида и общества. СОДЕРЖАНИЕ. 1. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в нес-колько этапов: - научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др); - этап меркантевизма (богатство общества определяется объемамивнешней торговли); - этап физиократии (богатство общества определяется уровнем разви-тия такой отрасли, как сельское хозяйство); - классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо,Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко). Они утверждали, что основой богатства общества является труд и снаучных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, при-быль, заработная плата и др; - этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия). Они утверждали, что классовое общество - это вечное общество ичастная собственность - это вечная собственность; - марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс,Энгельс, Ленин). Содержание марксизма сводилось к тому, чтобы показать историювозникновения и развития капиталистического способа производства, атак же место и роль пролетариата в этом обществе; - Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ: a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает всвою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть уми-рающий капитализм; б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк).Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Цен-ность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его итой пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага; в) кембриджская (Альберт Маршалл).Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединитьтеории издержек производства, спроса и предложения, производительнос-ти и воздержания с теорией предельной полезности и предельной произво-дительности; г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс).Государство может регулировать все экономические отношения в обществе; д) школа экономического роста (Ростоу).Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономическогороста от единого индустриального до пост индустриального общества. 2. Существует несколько различных определений предмета экономичес-кой теории. Марксистское определение. Экономическая теория изучает экономические отношения производства,распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития об-щества. ............ |