Часть полного текста документа:Экономический механизм региона и экономические отношения "центр-регион". Рассматривая этот вопрос мы постоянно будем обращаться как бы к недавней истории, как было организовано управление и функционирование региональной экономики в недавнем прошлом, в дореформенной России, что происходит сейчас и что нужно для эффективного функционирования системы. Схема функционирования экономики региона. В дореформенный период основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного хозяйства определенными видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерство. Это самая нехитрая и самая неэффективная система управления производством, т.к. в каждом отраслевом министерстве значительную долю занимали смежные обслуживающие отрасли. Как это сказывалось на региональной экономике? Каждый регион добивался размещения на своей территории строительства новых крупных промышленных объектов, так как это предвещало и развитие социальной инфраструктуры и проч. В 70-х годах структура управления изменилась, появились производственные объединения, находящиеся в разных территориально-административных образованиях. Но это осложнило территориально-отраслевое взаимодействие. Переход к рыночным отношениям в первую очередь затронул отношения собственности. Нормальный рынок невозможен без многообразных форм собственности, конкуренции, новых экономических структур и форм предпринимательства. Чтобы рыночная экономика начала эффективно функционировать, в каждом регионе должна быть создана критическая масса активных рыночных субъектов - частных, кооперативных, акционерных, совместных предприятий (мин.30-40% до 70-80%). Вместе с тем наличие государственной собственности необходимо прежде всего в сферах, связанных с воспроизводством национального богатства страны, с укреплением обороноспособности, с бесперебойной работой транспорта, энергетики и др. отраслей, обеспечивающих жизнеспособность народного хозяйства. К государственной федеральной собственности в регионе относятся 4 группы объектов: -составляющие основу национального богатства; - необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (казна, вооруж.силы, учебные заведения, наука, геология, картография, метеослужэбы,санэпидслужбы, госзапасы). -оборонного производства. - отраслей, обеспечивающих жизнедеяительность народного хозяйства (т-э к, транспорт, дороги, связь, теле- радио) Их объединяет то, что они работают на реализацию целей общегосударственного уровня. Роль госпредприятий существенно различается в различных регионах страны (в северных и восточных целесообразно усилить роль госсектора). Собственность субъектов - тоже государственная, но находится в управлении субъектов и на их содержании. Муниципальная собственность - тоже государственная, но находящаяся в оперативном управлении местной администрации. Пром. предприятия местного значения, объекты производственной и социальной инфраструктуры региона, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Негосударственная Частная собственность. ............ |