Часть полного текста документа:1. Возникновение, основные этапы и направления развития экономической теории. Донаучные элементы отрывочных экон знаний встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы в древности появились в рамках единой философской науки. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие "экономика" - правила ведения домашнего хозяйства. Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа: 1 этап. Экон учение дорыночной эпохи -включает экон учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки - меркантилизм. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. 2 этап.Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как "экономический человек", у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала - получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении "Капитале" Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочным 3 этап. Период развития учения о регулировании рыночной экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление -Неолиберализм - сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экон роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экон деятельности. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа - монетаризм - экон теория в которой денежная масса играла роль определяющего фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и вмешательства государства в экон. ............ |