Митрополит Филарет (Вахромеев)
«Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное», — гласит религиозная мудрость. Этот нравственный постулат, осуждающий бизнесхватку и уж тем более всяческое стяжательство, несколько противоречит современным установкам государства как в рыночной России, так и в Беларуси. А ведь нынче всё больше молодых людей, делающих стремительные карьеры, причисляют себя к верующим. Как им избежать сумбура в умах и душах?
— Но не станете же Вы утверждать, что эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны в эпоху отсутствия частной собственности, свободного предпринимательства и рыночных отношений? Дело в том, что Господь сказал это о юноше, который всем сердцем хотел следовать за Спасителем, но его большое имение и необходимость поддерживать его сдерживали искренний порыв сердца и «заземляли» помыслы.
А знаете ли, что «игольные уши», о которых говорил Христос, — это название 8-образной трещины в городской стене Иерусалима, через которую можно было протиснуться человеку средней комплекции? Отсюда и несколько иной смысл возникает при точном прочтении слов Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24). В этих словах нет отказа в спасении, но есть предупреждение о трудностях.
Господь осуждает не то, что человек обладает богатством, а те случаи, когда богатство начинает обладать человеком, подчиняя жажде наживы любой ценой всё лучшее в человеке. Не практические способности и деловая хватка плохи, а жестокосердие и цинизм, которые могут сопутствовать им. Не доход и не прибыль осуждаемы, а преступные и аморальные способы их обретения и низость целей, достижению которых они могут служить.
Богатство, как и красота, как интеллект, здоровье, талант, — это большое испытание для тех, кто им обладает. Помните евангельскую притчу о талантах, то есть денежных единицах, зарытых в землю (Мф. 18: 13–30)? Она свидетельствует о том, что в вину вменяется недостойное обращение с теми дарованиями, которые посылает Господь, но никак ни сами эти дарования.
Вот почему благочестивые купеческие традиции предполагали направление части доходов на строительство и благоукрашение храмов, на милостыню, на помощь ближним — хотя бы даже своим работникам и их семьям. Потому и в Москве, и в других крупных купеческих городах было «сорок сороков»... А то, что «купеческий крест — каменный», то есть, что духовное делание в сочетании с коммерцией и предпринимательством есть тяжёлый труд и серьёзное испытание совести и силы духа, — это известно с древнейших времён…
Чтобы избежать недоразумений в этой весьма деликатной сфере рассуждений, хотелось бы рекомендовать Вам и читателям Вашей газеты ознакомиться с документом «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», который был принят на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора 4 февраля 2004 года. В нём подробно изложена позиция в этом вопросе церковного руководства и христиан — участников экономической деятельности.
Как и при каких условиях Православная Церковь благословляет предпринимательский труд? Какие духовные усилия необходимо приложить, чтобы, занимаясь бизнесом, жить по-православному?
— Об этом очень обстоятельно говорится в документе, принятом на состоявшемся в феврале сего года VIII Всемирном Русском Народном Соборе. ............