Экспериментальное исследование влияния времени суток и личностных особенностей испытуемых на эффективность обнаружения околопорогового зрительного сигнала
Описание эксперимента
Цель исследования – оценить характер воздействия на эффективность обнаружения околопорогового зрительного сигнала: 1) ситуационных и личностных факторов, влияющих на уровень активации испытуемого; 2) усилие, прилагаемого испытуемым для решения данной задачи.
Для достижения указанной цели был разработан соответствующий экспериментальный план и проведен лабораторный эксперимент.
Независимые переменные: 1) время суток, в которые проводились опыты (утро/вечер); 2) типы стимулов: длительный (легкий для обнаружения) и короткий (трудный для обнаружения); 3) индивидуально-личностные особенности испытуемых: экстраверсия/интроверсия; импульсивность; нейротизм/эмоциональная стабильность; личностная тревожность. 4) самооценка испытуемыми уровня своей активации до опыта.
Зависимые переменные: 1)индекс сенсорной чувствительности. 2) время реакции. 3) показатели динамики времени реакции в ходе опыта.
Общий план эксперимента включал повторные измерения в разное время суток на одной и той же группе испытуемых. По замыслу эксперимента полагалось, что 1) уровень активации испытуемых будет контролироваться путем введения факторов «время суток и «экстраверсия/интроверсия» 2) характер активации будет контролироваться типом стимулов 3) влияние личностных особенностей будет контролироваться принадлежностью испытуемых к одной из полярных групп, определяемых по соответствующему опроснику.
Экспериментальные гипотезы:
1. эффективность обнаружения околопорогового зрительного сигнала будет зависеть от уровня активированности испытуемых.
2. эффективность обнаружения околопорогового зрительного сигнала будет зависеть от величины усилия, направляемого испытуемым на решение задачи.
3. Взаимодействие факторов активированности и усилия окажет влияние на эффективность обнаружения околопорогового зрительного сигнала.
Методика
В эксперименте приняли участи 54 женщины и 12 мужчин в возрасте 19-35 лет студентов и сотрудников факультета психологии МГУ им.Ломоносова, имеющих весь набор анализируемых данных. За участие в опыте испытуемые получали вознаграждение.
Процедура проведения эксперимента:
Три символа «решетка», разделенные между собой пробелами (# # #), предъявлялись в центре экрана 14-дюймового SVGA монитора персонального компьютера. Расстояние от экрана до глаз испытуемого – 60 см. Размеры стимулов: 2º зрительного угла по горизонтали и 0,5º по вертикали. Использовались два типа стимулов, различавшихся длительностью предъявления. Стимулы первого типа, фактически представлявшие собой короткое «мигание»(«быстрые»), имели длительность 16,67мс, стимулы второго типа («медленные») оставались на экране монитора до тех пор пока испытуемый не давал ответ или пока не заканчивался междустимульный интервал. Предъявление стимулов было равновероятным и квазиослучайным. После исчезновения стимула в центре экрана появлялся символ «звездочка»(*), служивший фиксационной точкой. ............