Часть полного текста документа:Электронное искусство Электронное искусство, возникнув позднее всех иных благородных искусств, отличается от них, в числе прочего, одной любопытной особенностью: оно не создает собственного инструментария. Его, однако, как бы и не волнует отсутствие такового. Оно пользуется чужим. Это настораживает, заставляя подвергать сомнению самый факт полноценности существования того, что несколько невнятно именуется "electronic arts". Более того, инструментарий заимствуется из сферы, не имеющей ни малейшего отношения к искусству, а именно - из сферы бизнеса и компьютерного производства. Эдакая сделка: искусство отказывается от попыток создания собственных технологий, а взамен получает возможность использовать новейшие достижения электронной промышленности, тем самым отчасти способствуя их внедрению. Насколько наличие собственной технологии вообще что-либо определяет? Вопрос не риторический отнюдь. Алексей Шульгин, заявляя, что рассматривает технологию "только в качестве средства", в каком-то смысле, безусловно, прав. Уровень художественной работы не определяется используемой технологией. Но есть ли у электронного искусства вообще некая технология, использование которой можно было бы признать его прерогативой? Традиционное искусство всегда использовало и использует свой собственный набор технических приспособлений, ни в какой другой област более не употребляемый. Мольберт, этюдник, подрамник, грунтованный холст - объекты, ассоциируемые совершенно однозначно, единственно возможным образом. Производство художественных материалов - это целая отрасль, и эта отрасль развивается, исходя из потребностей самого искусства (технология изготовления подрамников, переход от темперы к маслу и т.д.). Если с легкой руки А.Бенито Оливы используется такое понятие, как "Система искусства", то производство художественных материалов с полным основанием является частью этой системы. Какое из традиционных искусств ни взять - любое из них имеет сложившийся инструментарий, изначально предназначенный и используемый только для этого рода деятельности. Технологическая обособленность очевидна - как очевидно и и то, что эта обособленность свидетельствует об омерщвлении. К настоящему времени "electronic arts" - это долгий список различных его разновидностей, довольно далеко друг от друга отстоящих, начиная с почти традиционной компьютерной графики и заканчивая актуальными на сегодняшний день телекоммуникационными проектами и интерактивными виртуальными инсталляциями. Но вот что примечательно: любая из этих разновидностей характеризуется тем, что используемый инструментарий ей не принадлежит. Электронное искусство не способно влиять и не влияет на развитие "собственной" технологии. Телеконференции развиваются, исходя из необходимости в дешевых средствах проведения деловых совещаний и переговоров, CD-ROM - выгодное средство хранения и распространения информации любого рода, сеть World Wide Web - потомок планов Министерства обороны США, в конечном итоге нацеленная на реализацию нужд рекламы и коммерции, и Бернерс Ли, создатель языка HTML, вряд ли предполагал, что его детище окажется художественным инструментом. В этом смысле интерес художников к компьютерным технологиям сродни любопытству ребенка: "а что получится, если эту штуку взять и что-нибудь такое сделать?" Сегодня довольно забавно вспоминать публикацию в журнале "Творчество" начала 90-х гг. ............ |