Часть полного текста документа:Елена Гуро Как и многие кубофутуристы, Елена (Элеонора) Генриховна Гуро совмещала занятия живописью и литературой. Но в отличие от громких соратников, она не привлекала внимания массовой аудитории. И причина этого не в болезни (белокровие) и ранней смерти, а в своеобразии ее поэзии, прозы и живописи, предполагавшем пристальное, доверительное, сочувственное отношение читателей и зрителей. В. Шершеневич, называя Гуро самой одаренной из современенных русских поэтесс, писал: "Елена Гуро ласковая, нежная. У нее и слова-то какие-то особенные, свои. У всякого другого эти слова пропали бы, измечали, но у стихов Гуро есть особая притягательная сила. Ласковость Гуро сильна, ласковость Гуро -это обратная сила ее дерзости, смелости. Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ: и куклы, и Дон-Кихота, и кота. Все ее дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу. Елена Гуро -первая поэтесса мать"1. Пафос материнства пронизывает не только творчество Гуро, но всю ее жизнь. Ею был создан миф о якобы умершем сыне, которого она называла Вильгельм Нотенберг. Его портреты она помещала в своих книгах. В реальность сына Гуро верили даже близкие знакомые, что отразилось в их мемуарах2. Многие критики не видели в творчестве Гуро, ничего футуристического и считали ее случайной в шумной компании будетлян. Так, К. Чуковский писал: "Ее тема: светлая боль, радость увядания, умирания и нежность до восторженной муки. Ее стихи на смерть единственного сына, такие простые и страшные, невозможно читать без участия . Ясно, здесь г. Крученых ни при чем. Здесь нечего делать г. Василию Гнедову. Озябшая душа искала крова, и рада была приютиться среди чужих, посторонних. Гуро вся -осанна, молитва, - где же ей шиши и пощечины?"3 Дочь крупного военочальника, Елена Гуро в тринадцать лет поступила в школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, а в 1905 году дебютировала в печати в качестве писательницы и художницы. Ее первую книгу "Шарманка" (СПб., 1909) Д.Бурлюк впоследствии назовет первым литературным выступлением "старших футуристов, вышедших на борьбу за Русскую Литературу"4. Гуро публиковалась в обоих "Садках судей", в третьем выпуске журнала "Союз молодежи" (март 1913), как художница участвовала в нескольких выставках. Дом Гуро и ее мужа М.Матюшина (Песочная, 10) стал своеобразной штаб-квартирой "будетлян", здесь зародились многие их проекты. Вторая выпущенная ею книга -"Осенний сон" (СПб., 1912). Высоко оценивший эту книгу Вяч.Иванов писал о ней: "Тех, кому очень больно жить в наши дни, она, быть может, утешит. Если их внутреннему взгляду удастся уловить на этих почти разрозненных страничках легкую, светлую тень, -она их утешит"5. Задуманный еще при жизни Гуро альманах "Трое" (СПб., 1913), включавший произведения Е.Гуро, А.Крученых и В. Хлебникова и иллюстрированный К.Малевичем, был выпущен посмертно. В предисловии М.Матюшин писал о Гуро: "Душа ее была слишком нежна, чтобы ломать, слишком велика и благостна, чтобы враждовать даже с прошлым, и так прозрачна, что с легкостью проходила через самые уплотненные явления мира, самые грубые наросты установленного со своей тихой свечечкой большого грядущего света. Ее саму, может быть, мало стесняли старые формы, но в молодом напоре "новых" она сразу узнала свое -и не ошиблась. ............ |