Елена Кряжева, студентка, Факультет экономики, Нижегородский филиал, ГУ Высшая школа экономики
С сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для демократии, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода. Вопрос лишь в том, правит ли меньшинство лучшее или худшее. Одно меньшинство сменяется другим. Вот и всё.
(Н. А. Бердяев)
Наверху собираются сливки. И пена тоже.
(А. Блох)
Термин «элита» вошел в обиход не так давно. Точнее, в своем широком значении, он был возрожден чуть более десяти лет назад. В настоящее время мы употребляем его, когда имеем в виду что-то из ряда вон выходящее, лучшее в своем роде; часто определение «элитный» используется в рекламе: элитные джинсы, шубы, даже сантехника. Это понятие имеет двоякое толкование: с одной стороны, элитный – значит лучше других, а с другой стороны, то, что свойственно определенной социальной группе.
Существует немало определений понятия «элита», среди которых выделим два основных:
элита – это все индивиды, добившиеся наивысших результатов в какой-либо сфере деятельности;
Р. Миллс: элита – это люди, чьи позиции позволяют им подняться над окружающими и принимать решения со значимыми последствиями.1
Первое из них, очевидно, американское. Оно базируется исключительно на заслугах конкретной личности, предполагая ряд усилий для достижения этого статуса. Но это не всегда соответствует действительности, так как существует довольно обширная группа людей, не приложивших особых усилий для вхождения в элиту. Мы говорим о так называемых преемственных аристократах, «золотой молодежи», ведь они, очевидно, относятся к этому слою, так как обладают всеми атрибутами: блестящим образованием, материальной обеспеченностью, вхожестью в определенные сферы знакомств, управленческой должностью, наконец. В силу этого обстоятельства первое определение не может быть признано полным, так как отвечает не всем критериям.
Второе больше имеет в виду правящую элиту, о которой мы, собственно, и хотим поразмышлять в этой работе. Но нельзя отрицать, что в группу элиты входит также элита интеллектуальная и культурная, которая часто не принимает решения со значимыми последствиями. Но даже при разговоре о сильных мира сего нельзя забывать выдающихся деятелей науки и искусства, так как часто люди переходят из одного вида элиты в другой, и эта циркуляция есть неотъемлемое условие здоровья общества. Поэтому второе определение также не может быть признано исчерпывающим.
Становится очевидным, что дать однозначное толкование термину «элита» не так-то просто. Даже в социологии под этим словом подразумеваются разные общественные группы, не говоря уже о том, что в политологии и в экономике элитой называются разные формации. Это понятие также изменяется с течением времени и развитием человечества. Для нашего исследования кажется приемлемым следующее определение:
«Элита общества – это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на управление им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации поведенческие стереотипы в обществе, и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои, участвовать в формировании тенденций развития общества, возникновения а разрушения социальных конфликтов, одновременно обладая большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по основным общественным проблемам.»2
Очевидно, что элита оказывает огромное влияние на развитие той или иной общественной формации, поэтому представляется не только интересным, но и необходимым исследование структуры этого слоя, основных поведенческих типов его представителей, предпосылок формирования и движение как внутри, так и общение с внешней средой. ............