ЕС и Исламская республика Иран в международных отношениях
За 20 лет существования Исламской Республики Иран ее отношения со странами Западной Европы оставались достаточно напряженными, а порой переходили в открытую конфронтацию. Политические и культурные связи, активное экономическое сотрудничество, развивавшиеся в шахский период, были сведены на нет. Такое положение объяснялось внешнеполитическим курсом исламского руководства, выдвинувшего в послереволюционный период антизападные лозунги и спровоцировавшего захват американских заложников, а затем развязавшего ирано-иракскую войну. Ответом на эти действия стал разрыв отношений США с Ираном и объявление ему экономической блокады, к которой присоединилось и Европейское сообщество.
Национализация крупной промышленности и банковской системы, конфискация активов иностранных банков и компаний, активное вмешательство государства в экономику страны, мероприятия по ослаблению зависимости иранской промышленности от импорта, строгий контроль за внешним и внутренним рынком делали экономику малопривлекательной для деловых кругов Запада.
Однако необходимость изменения экономического курса в Иране после завершения войны с Ираком для выхода из глубочайшего экономического кризиса и восстановления разрушенной войной промышленности потребовала воссоздания традиционных внешнеэкономических связей с Западной Европой. Правительство ИРИ предприняло попытки наладить отношения с членами Европейского Союза. Однако в результате вынесения иранскими властями смертного приговора С. Рушди в марте 1989 г. и совершения ряда террористических актов против оппозиционных режиму иранских политических деятелей на территориях европейских стран (руководителя организации Моджахеддине Халг К. Раджави в Швейцарии в 1990 г., Шахпура Бахтиара в Париже в 1991 г., лидеров Демократической партии Иранского Курдистана в Берлине в 1992 г.) напряженность в отношениях ИРИ и стран Западной Европы усугубилась. Активная пропагандистская компания иранских эмигрантов, проживающих в Западной Европе, выступающих против исламского диктата и нарушения прав человека в ИРИ, оказывала давление на общественное мнение и создавала отрицательный имидж властям Тегерана.
Тем не менее руководство ИРИ продолжало изыскивать возможности для размораживания отношений с европейскими государствами, поскольку дальнейшее развитие страны зависело от налаживания внешнеторговых связей. Для восстановления основной экспортной отрасли – нефтяной промышленности – требовались огромные капиталовложения, технологии, новое оборудование. Экономика Ирана была традиционно связана с Европой: оттуда получала запчасти и новое оборудование, техническую помощь. На европейском рынке находили спрос не только товары традиционного экспорта – ковры, икра, сухофрукты, кожи, но и иранская сталь. Определенные сдвиги в отношениях Запада и ИРИ произошли в декабре 1992 г., когда лидеры государств Евросоюза на сессии в Эдинбурге заявили о необходимости пересмотреть свое отношение к Ирану и перейти от политики конфронтации к критическому диалогу (гофтогуйе энтегади). Такое решение стран Западной Европы было принято вопреки стремлениям США создать после распада СССР единственный «полюс силы».
По завершении ирако-кувейтского конфликта США удалось значительно упрочить свое положение в районе Персидского залива и на Ближнем Востоке и практически осуществлять полный контроль за экспортом нефти из этого региона. ............