Во второй половине ХХ века в европейской эстетике и искусстве продолжаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные перспективные открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические, структурореалистические, социокультурные, эстетические направления, представленные именами Ж.П. Сартра, А. Камю, К. Леви-Стросса, Р. Барта, Т. Адерно и др.
Наиболее значительная эстетическая школа, сформировавшаяся в 40-50 годы во Франции, принадлежала к эзистенциалистическому направлению и проявила себя особенно ярко в творчестве Ж.П.Сартара и А.Кама.
Следует напомнить, что родоначальник философского экзистенцианализма Серен Кьеркегор (1813-1855) рассматривал философию, как размышление о бытии на основе личного человеческого существования - "экзистенции".
Познать истину Кьеркегору, значило познать самого себя в экзистенции. Эстетическая концепция экзистенции, также признавала истинным только индивидуальное существование человека, и возможность познания "экзистенции" при помощи человеческого воображения и эмоций, которые в свою очередь являются важнейшей стороной художественного творчества.
Французский философ и литератор Жан-Поль Сартр (1905-1980) в своих сочинениях "Воображение" (1936), "Очерк теории эмоций" (1939), "Воображаемое" (1940) достаточно обстоятельно рассуждает о различных свойствах человеческого сознания. Сартр трактует сознание человека, как трансцендентное, то есть выходящий за пределы любого опыта я являющийся источником жизненной основой; в том числе, и творческой активности человека. В представлении философа, произведение искусства не является непосредственным отражением реальной деятельности, поэтому так называемое "воображаемое сознание" любого художника, несет в себе творческий характер, ибо оно возникает само по себе и свободно от всех проявлений деятельности.
В послевоенный период меняется отношение Сартра к окружающей его действительности, от былой аполитичности философа не остается и следа.
Сартр становится участником различных выступлений мировой общественности против фашизма, колониализма, национализма.
В 1946 году выходит в свет его принципиальная работа: "Экзистенц - это гуманизм", в которой сформулированы основные установки, так, называемого "гуманизированного экзистенцианализма". Еще раз, повторив основные характеристики экзистенцианализма о том, человеческая жизнь бессмысленна, неустойчива и не минуем крах "естества" устоев человеческого общежития. Философ, в духе идей гуманизма, предоставляет человеку свободный выбор борьбы за свое освобождение.
В цикле статей, под общим названием "Что такое искусство?" (1947), Сартр пишет о том, что ХХ в. поставил человека перед лицом предельных ситуаций.
Поэтому, философ отвергает элитарную буржуазную теорию "искусство для искусства" и призывает литературу, как вид искусства, не просто созерцать мир, а его переделывать.
Завершение творческого пути Сартра, его грандиозное трехтомное сочинение "Гадкий утенок". Густав Флобер с 1821 по 1857 г.г. (1927), в котором мыслитель утверждает мысль о личной ответственности писателя за все, что происходит в мире, тем самым еще раз подчеркивая не аполитичность экзистенциального подхода к анализу художественных явлений и процессов. Напротив, экзистенцизм по Сортру, - это активная форма создания западного общества, утвержденный принципиальный индивидуализм во всем.
Выражение эстетических взглядов Альебер Камю (1913-1960) является финальная глава его сочинения "Миф о сизифе" (1942), в которой он развивает главную мысль своего творчества - об абсурдности человека в мире. "Абсурд", оружие одиночества и отчуждения от внешнего мира, всевластие смерти становящееся постоянным в драматургии, прозе и эстетике Камю. К абсурдной его мысли, принадлежат и художественные произведения. ............