Часть полного текста документа:Самарская государственная академия культуры и искусств Реферат на тему: Эстетика и религия Выполнила: Студентка д/о,гр. Б-45 Коннова О.С. Преподаватель: Оценка: Самара,2002 Религия, философия и искусство наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им особые черты в процессе реального функционирования, их взаимодействия и взаимопонимания. Причем взаимодеисвие это рассматривается на уровне развитых форм художественного и религиозного сознания т.е. в аспекте философско - эстетического теоретического анализа. Система искусств в структуре мировых религий и проблема художественно - религиозной целостности. Плеханов писал: "Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроение отношения и области религиозного чувства, а действия к области религиозного поклонения или культа". В процессе деятельного исторического развития и взаимодействия искусства и религии в каждой мировой религии возникла определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств. Однако в каждой религии доминирует один из уровней, что создает неповторимую и специфическую атмосфе5ру духовной, вообще религиозно - эстетической жизни в особенности. Именно эта доминанта определяет оригинальность и своеобразие художественных и религиозных явлений, возникающих в процессе этого взаимодействия. В процессе взаимодействия возникают синтезирующие искусства, которые определяют общие принципы организации данной системы искусств. Хотя этот процесс складывался стихийно, были попытки практически организовать искусство вокруг церкви. Так, в XIII в н.э. Иоанн Дамаскин реформировал систему осмогласия, что в каком - то смысле способствовало в дальнейшем созданию системы церковного пения. Совершенствуя в вековой практике формы религиозной жизни и в особенности богослужение, церковь всегда следила за теми, чтобы они были связаны со священным словом. Этот принцип доминирующего значения слова разработан теоретически еще раннехристианскими богословами. В силу такой образности слова текст священных писаний Библии, Корана, Вед и др.- поддается эффективной художественной интерпретации, переложению на язык поэтического или музыкального образа. Именно это дает основание, например, Н.Ю. Крачковскому, сделать вывод о том, что "Коран - первый памятник прозы... сравнения, повести..." Относительно христианства, на что указывал Е.М.Браудо, писавший о том, что "еще в VI веке было установлено чтение Евангелия в церкви и страстей господних. Способ исполнения был обычный грегорианский лекционный глас, речи же Христа исполнялись в евангельском тоне.... Начиная с XII века, Евангелие стало изображаться в "лицах", хотя и без намека на какую - либо самостоятельную драматическую форму". Театрализованные представления широко использовались при обрядах, совершаемых вне стен церкви, и в религиозных праздниках. Торжественные выходы патриарха или митрополита в православной церкви, сопровождались колокольным звоном и возглашением молитв, представления собой непередавемое зрелище. Принцип театрализованного представления развит и в обрядах и богослужениях буддизма. ............ |