Часть полного текста документа: Одним из наиболее сильных и влиятельных в 20 веке стало направление сюрреализма, возникшее как развитие на художественно - эстетической почве идей интуитивизма, фрейдизма, а также художественных находок дадаизма и метафизической живописи, в первую очередь. Сюрреализм возник во Франции и достаточно быстро распространился по всему миру. Его теоретики и практики опирались на философию интуитизма, герметизм и другие восточные мистико - религиозные и оккультные учения, на фрейдизм; многие положения теоретиков сюрреализма близки к идеям дзэн - буддизма. Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты считали в первую очередь немецких романтиков, поэтов 19 века Рембо и Лотремона, ближайшем предтечами Апполинера, создателя метафизической живописи Дж. Де Кирико. Объективно сюрреалисты продолжали и развивали многие из приемов многие из приемов, форм и способов художественного выражения, но также скандальных форм и способов эпатажа и шокирования обывателя, которыми практиковались дадаисты. Это вполне закономерное явление, ибо, как мы видели, многие из дадаистов после 1922 г. Влились в ряды сюрреалистов. В 1919 г. Молодые поэты Л. Аргон, А. Бреттон и Ф. Супо основали журнал " Litterature", в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бреттона и Супо "Магнитные поля". В 1922 г. Бреттон предлагает использовать термин "сюрреализм" для обозначения их движения; в 1924 г. Он публикует "Манифест сюрреализма". Эстетика сюрреализма была изложена в "Манифестах сюрреализма" А. Бреттона и в ряде других программных сочинений. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого "Я", человеческого духа от оков сциентизма, логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как "уродливые" поражения буржуазной цивилизации, закрепостившей их с помощью творческого человека. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного и искусство призвано вывести их оттуда, выразить их в произведениях. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа - сновидения, галлюцинации, бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста, мистические видения; "с помощью линий. Плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и вечного" (Г.Арп). Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики, и, прежде всего - чудо (А.Бреттон). Основа творческого метода, по определению Бреттона, "чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли. Он стремиться разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших проблем... (из "Манифеста сюрреализма" 1924 г. Бреттона). Отсюда два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опирались сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. Подобный способ творчества погружает художника "во внутреннюю феерию". ............ |