Нехвядович Л.И.
Чтобы определить место художественным явлениям в искусстве попробуем вывести его из реальной истории принципы систематизации, стремясь к максимальной простоте и наглядности, а вместе с тем к единству и всеобщности этих принципов.
Конкретное, единичное художественное явление - это произведение искусства. Как в капле воды содержатся все основные свойства, так и в художественном произведении содержатся все основные элементы искусства. Но где найти ключ к постижению данного явления в целом? Органами чувств (зрением, слухом) мы воспринимаем лишь его чувственную оболочку, то есть внешнюю форму. Она представляет собой особую структуру, элементами которой является материал искусства, композиция и т.д. Если мы оставим материал в стороне как нечто самостоятельно существующее, то совокупность особенностей, присущим элементам формы, можно определить как манеру, в которой выполнено данное произведение. Этот термин постоянно и широко используется в области пластических искусств, где внешняя - зримая - форма выступает особенно наглядно и необходим специальный термин для обозначения ее конкретного бытия в художественном произведении, ее особенной трактовки в творчестве отдельного мастера.
Чувственно восприняв внешнюю форму, мы постигаем в ней выраженную внутреннюю форму. Во внешней оболочке образа проявляется его внутренняя сущность - характер. Способ построения внутренней формы в единстве с внешней также требует наименования. В соответствии с прочной традицией наиболее целесообразным представляется использовать в этом смысле категорию стиль. Стиль включает в себя манеру, но не сводится к ней. Кратко его можно определить как эстетически организованную структуру образного строя и трактовки формы, помня, что в эти два компонента входит очень многое: взаимоотношения характера и среды, образа и обстоятельств, особенности овеществления сюжета и образов в чувственно воспринимаемых образах.
За выступающей в стиле структурой образного строя и формы скрываются принципы ее практического, творческого осуществления. Для их обозначения наиболее подходящим является понятие творческий метод. Он существует более или менее осознанно до создания художественного произведения в интеллектуально-эмоциональной сфере духовной деятельности художника, направляя его работу и реализуясь в ее процессе. Реализацией метода и является стиль произведения искусства. И стиль, и метод связаны только с проблемой "как", "каким способом" воплощено в художественном произведении идейно-эстетическое и эмоционально-эстетическое содержание. Только к содержанию относится вопрос "что" воплощено - какая тема, идея, чувство и т.п. Метод обслуживает содержание и передает его в соответствующем стиле. Поэтому входящие в метод и стиль, и их структурные соотношения аналогичны. В общем, кратко можно определить творческий метода как способ формирования образа, способ трактовки формы и организации художественного произведения, включающей сюжетную взаимосвязь образов и композиционного построения.
Если мы возьмем совокупность произведений одного художника, во всяком случае, на протяжении определенного периода, когда его творчество не претерпевало коренных качественных изменений, мы увидим присущие им общие особенности как в стиле (а значит и в методе), так и в содержании. ............