Часть полного текста документа: 2М О С К О В С К И Й А В И А Ц И О Н Н Ы Й 2И Н С Т И Т У Т каф. 501 Р Е Ф Е Р А Т 2"ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА" Выполнил: Денегин С.Н. гр.05-304 Руководитель: Агеева Наталья Георгиевна Москва, 1992 год - 2 - О Г Л А В Л Е Н И Е 1. Наша экономика и современный менеджер 3 2. Этапы развития мирового менеджмента 5 3. Развитие менеджмента в нашей стране 16 4. Список литературы 22 - 3 - 1. НАША ЭКОНОМИКА И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров. По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов по экономике и управ- лению, способных преобразовать облик наших предп- риятий и организаций сообразно новым требованиям, должна составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн.че- ловек. Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно - 4 - протекающего социального отбора. Но многое, конеч- но, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике. Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом этого опыта в ХХ веке является сфера дея- тельности и область знаний, охватываемая емким по- нятием "менеджмент", которое стало уже интернацио- нальным. При этом, когда говорят "менеджмент" под- разумевают и людей-менеджеров, профессионально осуществляющих функцию управления. - 5 - 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинной, пока еще очень молодой, быстро и неравномерно развиваю- щейся области научного и практического знаний, за- нимает прочное место в современной цивилизации. Получив в начале века наиболее четкое выражение в концепциях "научного управления" Ф.Тейлора, "иде- альной бюрократии" М.Вебера, "науки администриро- вания" А.Файоля, эта область знаний первоначально пошла по пути жесткого рационализма в управлении. Однако, порожденные ею технократические иллюзии в управлении начали развеиваться уже в 30-е годы. Рационализм в менеджменте, при всех его досто- инствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эф- фективности работы реальных предприятий и органи- заций. В качестве реакции на ограниченность управ- ленческого рационализма в системе управленческих - 6 - знаний прочно утвердилось другое направление - по- веденческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях, в более крупных социальных систе- мах. ............ |