Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА ------------------------------------------------------------------------------------------------ Кафедра философии ЭТИКА ДОЛГА И ЭТИКА СЧАСТЬЯ (НА ПРИМЕРЕ КАНТА И ГЕЛЬВЕЦИЯ) Реферат по философии аспиранта Преподаватель САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2002 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 3 2. Анализ этических воззрений Канта и Гельвеция 4 2.1. Этика И. Канта 4 2.2. Этика К.А. Гельвеция 11 2.3. Сравнительный анализ 17 3. Заключение 18 Литература 21 1. Введение Темой данного реферата является рассмотрение этики долга и этики счастья на примере И. Канта и К.А. Гельвеция, т.е. рассмотрение различных оснований для построения этики, как учения о нравственности. В рамках этики были созданы различные этические системы, в которых предложены разные объяснения и нормативы морали. Одним из возможных подходов к классификации этических систем является различение этических систем в зависимости от того, в какой сфере ищется основание моральных ценностей: считается ли мораль абсолютом, безотносительным к практике человеческих действий, или она подчиняется практическим интересам индивидуума, общества или культуры в целом. Это противопоставление является наиболее фундаментальным, т.к. альтернатива состоит в том, является ли мораль реально существующим феноменом, или она есть удобная идея для согласования человеческих интересов. Эти два подхода ярко отражены в этике Иммануила Канта (1724-1804) и Клод Адриана Гельвеция (1715-1771). Таким образом, целью данной работы является поиск ответа на вопрос - что должно лежать в основе этики - стремление к счастью или следование долгу? Источниками для сравнительного анализа являются "Основы метафизики нравственности" И. Канта и "Сочинения" К.А. Гельвеция. 2. Анализ этических воззрений Канта и Гельвеция Рассмотрим основные положения этических систем данных философов. 2.1. Этика И. Канта Согласно Канту, имеется три основных вопроса философии: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия. Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является ответить на этот второй вопрос. Христианская мысль исходит из принципа, что мораль вытекает из религии. В этом есть логика - делать следует то, что ведет к благой цели, на достижение которой можно надеяться. Но Кант считает, что "идти от получения благодати к добродетели, значит идти превратным путем. Стремиться от добродетели к обретению благодати - вот путь гораздо более верный". Кант подчеркивает, что "мораль ... основана на понятии о человеке свободном" и "для себя самой ... мораль отнюдь не нуждается в религии". Но, отказывая морали в необходимости опоры на религиозные основания, Кант придает абсолютный характер самому моральному закону. Эта вера в абсолютность морали выражена в его знаменитом изречении: "Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее размышляешь о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне". ............ |