Часть полного текста документа:Этот коварный 71-й счет Н.С. Кулаева, консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Вряд ли можно найти организацию , в которой никогда не использовался счет 71 " Расчеты с подотчетными лицами " . И это понятно , ведь расчеты наличными значительно оперативнее , чем банковские платежи . М ежду тем ни одна налоговая проверка не проходит без тщательного анализа этого счета . Рассмотрим наиболее распространенные ошибки , встречающиеся на практике . Отсутствие документов , устанавливающих порядок выдачи и списания подотчетных сумм Первое, что сделает налоговый инспектор при проверке счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами", - попросит бухгалтера представить приказ, где определены: круг лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет; срок, на который выдаются подотчетные суммы; порядок представления и утверждения авансовых отчетов. Отсутствие такого приказа зачастую квалифицируется налоговым органом как нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации1 (далее - Порядок ведения кассовых операций) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Напомним, что соблюдение субъектами хозяйственной деятельности условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации контролируют должностные лица банка, который обслуживает организацию. Налоговые органы в свою очередь по сведениям, предоставляемым банками, рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ (ст. 23.5 КоАП РФ, письмо ФНС России от 26 января 2005 г. № 22-3-11/073 @ ). Суммы штрафных санкций за такие правонарушения весьма значительны: от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц и от 40 000 до 50 000 руб. на организацию. По мнению автора, требование об обязательном наличии такого приказа неправомерно. Объясним, почему. Действительно, в упомянутом пункте Порядка ведения кассовых операций указано, что организации выдают наличные денежные средства под отчет в размерах и на сроки, которые определяет руководитель. Заметим, Порядком не определено, в какой форме руководитель организации должен закрепить правила выдачи подотчетных сумм - приказом по организации в целом или отдельными распоряжениями на их выдачу конкретным сотрудникам на определенные цели. Раз уж средства под отчет выдаются на основании распоряжения руководителя, то кассир вправе выдать деньги под отчет, если руководитель поставил свою подпись на расходном кассовом ордере либо резолюцию на заявлении, приложенном к нему. Поэтому требование о наличии общего приказа, определяющего размеры выдаваемых подотчетных сумм и сроки, на которые они могут быть выданы, не совсем обоснованно. Правда, все это справедливо, только если в организации расчеты с подотчетными лицами строятся как положено - начиная с выдачи аванса на определенные цели. Тем же, кто использует обратную схему, т.е. пользуется денежными средствами своих работников, лучше оформить общий приказ по организации, в котором самым подробным образом следует определить порядок расчета с сотрудниками по подотчетным суммам. Согласитесь, что сплошь и рядом встречаются случаи, когда работник приобретает за свой счет для нужд работодателя какие-либо материальные ценности, не только не получив под отчет денег, но даже не имея разрешения действовать в интересах организации (например, доверенности). ............ |