Содержание Введение 1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре 2. Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора 2.1 Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии 2.2 Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях 2.3 Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора 2.4 Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора Заключение Список используемой литературы
Введение Английский ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Первоначально он готовился к торгово-промышленной деятельности, но судьба распорядилась иначе. Оказавшись волей обстоятельств в 1855 г. в Америке, он серьезно заинтересовался изучением древних культур этого континента. Возвратившись на родину, он все свое время начал отдавать изучению традиционных культур. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой эволюционистской научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы. В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э.Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888). Своё исследование Тайлор начинает с общих оснований антороплогии, касается антропометрии, рассматривает типы человеческих рас (книга снабжена рисунками) и переходит к существенной части своего труда - детальной истории умственного и нравственного развития человеческого рода до возникновения государственности. В частностях автор знакомит с возникновением начатков словесности и письменности, первобытной техникой домашних и общественных работ (одежда, жилища, утварь, вооружение, суда и постройки), затем с обрядами, мифическими и религиозными представлениями, наконец, семейными и общественными отношениями. Таким образом, данная тема является достаточно актуальной. Цель работы – изучить и охарактеризовать эволюционистскую концепцию культуры Э.Тайлора. Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 20 страниц.
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре
Чтобы оценить вклад Э.Б.Тайлора в этнографию и смежные с ней области знания, надо прежде всего понять, чем стал для них эволюционизм.
Появление дисциплины, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не было культурологических концепций и что особенности жизнедеятельности различных народов не были предметом анализа историков, философов, географов и т.д. ............