Часть полного текста документа: ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГА В МИРЕ И В РОССИИ Панкрухин А.П. д.э.н., профессор, зам. зав. кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ Мы продолжаем рубрику, начатую в предыдущем номере. Тогда мы познакомились с различными подходами к пониманию сущности маркетинга, с его функциями и принципами. На этот раз наша тема - История маркетинга, его становление в мире и в России. "Маркетинг настолько основателен, что его нельзя считать отдельной функцией: это весь бизнес, взятый с точки зрения его конечного результата, то есть с точки зрения покупателя" Питер Друкер План 1. Этапы становления и концепции маркетинга 2. Развитие менеджмента и эволюция маркетинга 3. Становление маркетингового подхода в России и особенности его реализации 1. Этапы становления и концепции маркетинга • США - первые шаги на товарных рынках и начало новых этапов эволюции. "Маrket getting" "Маrketing" • Европа и Япония - после второй мировой войны, вместе с планом Маршалла • Рынок услуг -50-е и 60-е годы • Финансово-банковская сфера - конец 70-х годов • Политика и социальная сфера -80-е и 90-е годы • Прибалтика, Россия, страны Восточной Европы - начало 90-х годов Этапы эволюции 1. Конец XIX в. - великая депрессия 1929-33 г.г. приоритетный фактор - производство, которое обслуживается отдельными маркетинговыми инструментами (концепция совершенствования производства и товара) 2. Середина 30-х годов - середина 80-х годов Формирование комплекса маркетинговых действий с ориентацией сначала на продажу, затем - на потребителя (концепции интенсификации коммерческих усилий и общая концепция маркетинга) 3. Середина 80-х годов - настоящее время Современный маркетинг (концепции стратегического, социально-ориентированного, индивидуального маркетинга, маркетинга отношений) Концепция совершенствования производства Утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене Основной объект внимания - совершенствование производства и повышение эффективности системы распределения Ведущие средства достижения цели - наращивание масштабов производства и снижение себестоимости продукции Сфера современного существования - бюджетные, социальные услуги Негативные черты и последствия - равнодушие к запросам потребителей, обезличка потребителей и товаров, фирм Концепция совершенствования товара Утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики Основной объект внимания - товары (главное - мышеловка, а не проблема избавления от мышей) Главное содержание маркетинга - совершенствование качества товаров Ведущие средства достижения цели - модернизация выпускаемых товаров Сфера существования - там, где доминирует технократический подход Негативные черты и последствия - маркетинговая близорукость, упущение из вида проблем и потребностей клиента, возможностей дизайна, упаковки, цены Концепция интенсификации коммерческих усилии Утверждает, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если она не предпринимает значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж Конечная цель - получение прибыли за счет роста продаж Основной объект внимания - процесс продажи Главное содержание маркетинга - это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги Ведущие средства достижения цели - коммерческие усилия и меры стимулирования сбыта, "жесткие" продажи с целью заставить совершить покупку немедленно, на месте Сфера применения - продажа товаров и услуг пассивного спроса (о которых потребитель в норме не думает - страхование, пенсионное обеспечение, участки для захоронения), ходовых (крупносерийных) товаров, предвыборные кампании Негативные следствия - потеря доверия клиентов из-за сокрытия изъянов товара, принуждения к немедленному приобретению Концепция общего маркетинга Конечная цель - получение прибыли в результате эффективного удовлетворения запросов потребителей Основной объект внимания - нужды потребителя Главное содержание - забота об удовлетворении нужд потребителя посредством товара и целого ряда факторов, связанных созданием, поставкой и потреблением этого товара Средства достижения цели - комплексные маркетинговые усилия (маркетинг- микс) Сфера применения - товары массового спроса, производимые крупными компаниями Концепция стратегического, социально-этичного маркетинга Ориентация - на сочетание учета интересов производителей, потребителей и общества в целом Цель - обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов более эффективными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя и общества в целом. Средства достижения цели - баланс трех факторов: • прибылей фирмы, • покупательских потребностей • интересов общества Индивидуальный маркетинг Состоит в восприятии реакции конкретного покупателя, во взаимодействии с ним Цель - обеспечить непрерывные и долгосрочные взаимовыгодные отношения Ключевое звено - создание, обновление и использование компьютерных баз данных о покупателях, их предпочтениях и стилях покупок Предполагает определение предпочтений покупателя, их запись и ответную реакцию, интерактивные коммуникации Преимущества таких отношений: V для покупателя - эффективность контакта V для производителя - прибыль V для обоих - спокойствие, уверенность Динамика развития маркетинга в различных сферах экономики Маркетинг- Маркетинг - Маркетинг - Маркетинг - Маркетинг - Продажа анализ направляющая механический окно в мир рынка философия ритуал 2. ............ |