Часть полного текста документа:СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ДОМАШНЯЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "Эвристика" ЮНИТА № 2 ТЕМА Методы эвристической деятельности Применение эвристических систем ВЫПОЛНИЛ Петеримов Александр Николаевич ГРУППА № 119 3 Э 107.809 А Регистрационный номер Проверил Дата сдачи Подпись методиста (зачет, незачет) Дата Подпись _________________ Южноуральск 1998 СОВЕТЫ НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ Понимание постановки задачи Нужно ясно понять задачу Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или чрезмерно? Или противоречиво? Сделайте чертеж. Введите подходящие обозначения. Разделите условие на части. Постарайтесь их записать. Составление плана решения Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удастся сразу обнаружить эту связь, возможно, полезно будет рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном счете, необходимо прийти к плану решения Не встречалась ли раньше эта задача, хотя бы в несколько другой форме? Известна ли какая-нибудь родственная задача? Не знаете ли вы теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестное! И постарайтесь вспомнить знакомую задачу с подобным неизвестным. Вот задача родственная и уже решённая. Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли применить её результат? Нельзя ли использовать метод её решения? Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Ещё иначе? Вернитесь к определениям. Если не удаётся решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя ли придумать более доступную сходную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Нельзя ли изменить неизвестное, или данные, или, если необходимо и то, и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные оказались ближе друг к другу? Все ли использованы данные? Все ли условия? Осуществление плана Нужно осуществить план решения Вы предприняли правильный шаг? Сумеете это доказать? Глоссарий. АНАЛОГИЯ (греч. analogia - соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. АРГУМЕНТ - суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории). АСПЕКТ (от лат. aspectus - вид), точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива. АССОЦИАТИВНО - смысловая ёмкость слова - способность сочетаться с другими словами. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА - задача, решение которой более доступно и позволяет перейти к решению исходной задачи. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - признание тождественности, отождествление объектов, опознание. ИМПЛИКАЦИЯ (от лат. implico - тесно связываю) (материальная импликация), приблизительный логический эквивалент оборота "если..., то..."; операция, формализующая логические свойства этого оборота. ИНДУКЦИЯ(от лат. inductio - наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечно-необозримой области фактов (Дедукция). КОМБИНАЦИЯ - Совокупность объединенных единым замыслом приемов, действий и т. ............ |