Введение
Э. Деминг определил понятие качества как: «Трудность в определении качества заключается в переводе свойств, необходимых пользователю, в измеряемые характеристики, чтобы продукция мола быть спроектирована и представлена потребителю за такую цену, которую он мог бы заплатить. Это нелегко, поскольку как только кто-то почувствует успех своих усилий, он вдруг ощущает, что потребности потребителей изменились, конкурент вырвался вперед, применяя новые, улучшенные материалы, предлагает аналогичную продукцию по более низким ценам, но более привлекательную...» [6, с. 146].
Проблема обеспечения качества продукции в большинстве развитых стран переросла в национальную стратегию. Ее успешное решение базируется на учете и полноте использования факторов, обеспечивающих повышение качества, стимулирование качества и сохранение качества продукции (товаров). К первой группе факторов относится: качество проектирования (моделирование и конструирование), качество изготовления (качество нормативно-технической документации, оборудования и инструментов, сырья, комплектующих изделий, качество труда работников, соблюдение технологических режимов работы) [1, с. 24].
Ко второй группе, т.е. к стимулирующим факторам, относятся экономическая эффективность (включая цену), материальная заинтересованность работников, моральные стимулы, санкции предъявляемые за выпуск продукции низкого качества.
К третьей группе относятся все мероприятия, направленные на снижение потерь (порчи) и охватывающие этапы товародвижения и непосредственной эксплуатации (потребления) продукции (товаров). Это, оптимальное обеспечение транспортирования, хранения и реализации, а также использование товаров, учет сложности исходной природы и структуры материальных ценностей, знание многообразия воздействий (механических, химических, физических и биологических), полнота использования научно-практических разработок по сохранению качества.
Ориентация на потребителя является гарантией повышения уровня качества продукции или услуги. Ее реализация требует сочетания умения хозяйствовать в новых условиях экономической самостоятельности с ответственностью, многолетняя практика сложившихся экономических отношений за рубежом построена именно на взаимной ответственности. [11, с. 19].
В передовых странах мира эпоха массового спроса на основные потребительские товары миновала в 30-х годах, когда спрос стал близок к насыщению. На этой стадии главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. Успех в конкурентном сбыте имели фирмы, предлагавшие стандартные товары по самой низкой цене [18, с. 200].
На смену массовому спросу пришла эпоха массового сбыта. Ее символизировал принцип ежегодной смены моделей, переход от стандартной продукции к дифференцированной. В условиях конкуренции главными задачами управления стали предложение на рынке новых моделей, реклама, организация сбыта и другие различные способы воздействия на выбор потребителя. Основное внимание в производстве стало уделяться качеству продукции и ее ассортименту. Забота о поддержании уровней прибылей отошла на второй план.
С 50-х годов наступила постиндустриальная эпоха, для которой характерно производство высококачественных товаров для потребителей с высоким уровнем доходов. ............