Часть полного текста документа:Федерико Феллини. Героизм выбора Бакулин А. А. 20 января 2005 великому итальянскому кинорежиссеру Федерико Феллини иcполнилось бы 85 лет... Разве этот юбилей - тема для православного издания? Близок ли нам этот человек - один из столпов современной европейской культуры, весь европеец, весь родом из ХХ столетия, один из тех, кто создавал ХХ век, тот самый век, которого многие из считающих себя православными боятся и не спешат признать его своим... Не будем говорить много, не будем никого вызывать на дискуссию. Скажем только то, что считаем совершенно необходимым. Феллини жил, непрестанно ощущая рядом дыхание двух бездн: небесной, светлой, полной любви, мира и творческих сил, и адской - мрачной, запутанной, все разрушающей, губящей, в которой всякое творчество задыхается, не успев родиться... Почти в каждом его фильме (в большинстве!) среди героев присутствует ангел и бес - чуть-чуть закамуфлированные под нечто земное, но только чуть-чуть, наметанный глаз находит их сразу. Вот ангелы: старенький монах в "Ночах Кабирии", девочка из придорожного кафе в "Сладкой жизни", девушка на раздаче минеральной воды в "81/2", арфистка в "Репетиции оркестра"... Ангел - эпизод на пути главного героя фильма, внезапно распахнувшееся перед ним небо. Ангел не поучает, не диктует свою волю главному герою, - он просто светит, и главный герой невольно тянется на этот теплый свет, останавливается, очарованный и потрясенный... Феллини никогда не пережимает сцены явления ангела, никогда не впадает в пустую патетику и риторику, единственная его цель: добиться того, чтобы образ светился и грел, чтобы зритель вместе с главным героем внезапно вздрогнул от счастья. Вот феллиниевские бесы (они не всегда имеют человеческий облик): в "Ночах Кабирии" это фокусник-гипнотизер, в "81/2" - отвратительного вида старикашка-кинокритик, в "Трех шагах в бреду" - девочка-подросток с жутким накрашенным лицом старой подзаборницы; а в "Репетиции оркестра" бес появляется в облике чугунной "бабы", которой ломают старые дома, а в "Сладкой жизни" - в образе огромного дохлого ската, ужасного и зловонного... В отличии от ангела бес стремиться подавить, подчинить себе волю главного героя: фокусник гипнотизирует Кабирию, кинокритик настырно уговаривает режиссера Ансельми бросить всякую работу и "застыть в великом молчании"... Бес старается быть убедительным и обольстительным, он изо всех сил тащит за собой героя... Так же как и ангел, он - лишь эпизод в фильме, но в отличии от ангела каждую секунду своего пребывания на экране он стремится использовать наиболее продуктивно, он работает, ангел же - только светит. Кто из них победит? И вот тут-то наступает черед главного героя. Он должен выбирать, он своим выбором определит победу темных или светлых сил. Вот финал "Сладкой жизни": здесь тема решающего выбора звучит наиболее ясно. Журналист Марчелло Рубини, устав искать настоящую любовь, настоящую веру, настоящую работу, рушил махнуть на все рукой и плыть по течению. После пьяной и разгульной ночи он выходит на берег моря, где лежит огромная разлагающаяся туша рыбы-ската... Она страшна, она завораживает своей чудовищностью, она вызывает у присутствующих болезненное, извращенное любопытство... Полупьяная компания столпилась вокруг ската... ............ |