Часть полного текста документа:Феномен и природа конформизма российской интеллигенции в XX веке В Екатеринбурге стало доброй традицией ежегодно, в феврале, проводить в Уральском государственном университете конференцию по истории российской интеллигенции. Нынешняя конференция "Интеллигенция России в конце XX века: система духовных ценностей в исторической динамике" - была посвящена памяти известного ученого и талантливого организатора научных исследований Владимира Григорьевича Чуфарова. Личности яркой и незаурядной, в образе и деятельности которой отразились черты целого поколения советской интеллигенции. Конференция открылась в день рождения ученого - 18 февраля. Ему исполнилось бы 65 лет. Этим мы хотели подчеркнуть, что изучение истории интеллигенции имеет не только познавательное, но и нравственное значение. Люди, служившие науке, живы, пока есть те, кто помнит их. В научной конференции приняли участие около 200 ученых и преподавателей вузов Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Челябинска, Иваново, Омска и других городов. На Пленарном заседании с докладами выступили председатель исполкома Конгресса интеллигенции России С. А. Филатов, член исполкома Конгресса О. М. Попцов, первый проректор МГУ А. В. Сидорович (Москва), профессора М. Е. Главацкий, А. Ф. Еремеев, С. П. Постников. Особенностью конференции являлось то, что доклады, опубликованные в сборнике к началу ее работы, не зачитывались, а обсуждались на "круглых столах": "Творческая личность как духовная ценность" и "Интеллигенция и конформизм". Этим во многом можно объяснить интерес к конференции со стороны как научной общественности, так и средств массовой информации. Мы предлагаем вниманию читателей доклад профессора С. А. Красильникова, с которым он выступил на "круглом столе", а также заметки журналистки В. И. Финновой. Тема, предлагаемая вашему вниманию для обсуждения на "круглом столе" и посвященная феномену и природе конформизма отечественной интеллигенции, может показаться неожиданной и нелогичной для данной конференции, в центре которой - духовные ценности интеллигенции. Между тем, обращение к конформизму окажется вполне логичным и достойным обсуждения, если при этом будет выполнено несколько важных процедурных условий. Условие первое: договориться о понятиях. На наш взгляд, тему конференции не следует достаточно искусственно ограничивать обсуждением только системы собственно духовных ценностей и в узком, непосредственном смысле этого слова - творчество, индивидуализация, свобода, нравственность, самопожертвование и т.д. С одной стороны, эти ценности самодостаточны, важны и интересны для анализа. Вместе с тем, они обязательно взаимодействуют с другими ценностями. И с этой точки зрения важно, чтобы в центре обсуждения конференции оказалась и проблема более широкого порядка - система социальных, общественных ценностей, и соответственно - поведенческих действий интеллигенции. В этом случае целесообразно и оправданно говорить, выражаясь на языке аксиологии (науки о ценностях), о таких "ценностных макропозициях", как гуманизм и эгоизм, конформизм и нонконформизм и т.д. Сказанное тем более важно, что, говоря о ценностях, формирующих духовный, внутренний мир личности, мы с неизбежностью будем обращаться к таким из них (макроценностям социального порядка), благодаря которым интеллигент самоопределяется внутри группы, а группа в целом - внутри общества. С данной точки зрения конформизм - это не только мировоззренческая, но и поведенческая, позиционная ценность. ............ |