Курсовая работа
Феномен самозванчества в России. Лжедмитрий первый.
Содержание
Введение
1. Феномен самозванчества в России
1.1 Династический кризис в конце 16 века
1.2 Причины появления самозванчества
1.3 Неудача правления Бориса Годунова, возникновение самозванцев
2. Лжедмитрий Первый
2.1 Григорий Отрепьев
2.2 Гришка Отрепьев в Речи Посполитой
2.3 Воцарение Лжедмитрия Первого на московский престол
2.4 Причины свержения лжецаря
Заключение
Список использованной литературы
Введение
К числу наиболее трудных и сложных эпох, которых в истории России было немало, относится и так называемое Смутное время – тридцатилетие с конца XVI в. по 20-е годы XVII в., время, ставшее переломным в судьбах страны. А также время возникновения феномена самозванчества в России.
Смутное время взяло свое начало и развитие с пресечение царской династии. Ведь в России царь был не только держателем государственной власти, но и носителем традиционного идеала «правды». Именно благодаря сохранившимся еще языческим представлениям царь в России рассматривался как «Отец» народа, царь-батюшка. Русское православие знало не только небесный идеал христианства, но и земной идеал «святой Руси», и главную роль в нем играла фигура «настоящего», православного царя. Царский род оборвался, это была катастрофа которая означала крах всей системы ценностей.
И это же вызвало и социальное возмущение, беспокойство и нестабильность народных масс, были и выступления народа против власти. Но если в Европе во главе таких движений, как правило стояли религиозные пророки-протестанты, то в России главной фигурой всех крестьянских войн стали самозванцы, люди, провозгласившие себя «настоящими» царями, готовыми восстановить социальную справедливость.
Говоря, о самозванцах следует сказать, что феномен самозванчества принадлежит не только русской истории. На протяжении тысячелетий разные люди, обитатели разных стран принимали имена убитых, умерших или пропавших без вести правителей. Судьбы самозванцев были несходными, но большинство из них ждал печальный конец, расплатой за обман чаще всего становились казнь или заточение.
В русском самозванчестве много уникального. Сакрализация царской власти в общественном сознании русского средневековья не только не препятствовала распространению этого явления, но и способствовала ему. Уже при первом российском самозванце Лжедмитрии I проявляются элементы религиозной легенды о царе-избавителе, царе-искупителе.[1]
Не менее примечательны и та огромная роль, которая принадлежит самозванцам в отечественной истории XVII—XVIII вв., и активная регенерация этого явления в конце XX в.
Актуальность темы самозванства в России является достаточно разработанной и интересной. С культурологической точки зрения этот феномен уже изучался, но исследование его далеко не закончено. Остается еще много нерешенных вопросов в истории этого явления и вряд ли когда-нибудь все они будут решены. Одна из наиболее загадочных страниц в истории самозванства это его истоки.
В своих исследованиях самозванчества Р.Г. Скрынников акцентирует внимание на реакции населения на появление самозванца. На том, как его воспринимали разные слои общества. ............