Часть полного текста документа:Феноменология в контексте наук о религии А.Н.Бурлуцкий В современной науке под феноменологией религии понимают научную дисциплину, которая является составной частью религиоведения и представляется специфической методологической базой исследования религиозных явлений. В историко-философской традиции феноменологией религии, в не строгом понимании, называют философское изучение, описание, сравнение и классификацию феноменов религии посредством философского инструментария (в данном случае методологическими способами феноменологии Э. Гуссерля). Феноменология религии относительно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся в начале 20 века на базе использования методологии философии и теологии и их категориального аппарата. Она призвана философско-феноменологическими методами исследовать религиозные явления, что позволяет рассматривать ее составную часть философских наук и отводить определенное место в системе знания о религии. В настоящие время феноменология религии, как научная дисциплина, имеет свой научно-исследовательский статус и занимает промежуточное положение между науками о религии (социология религии, психология религии, религиозная антропология, история религии) и теориями религии (философии религии, теология, богословие). Первоначально исследовательским предметом феноменологии религии выступают такие специфические религиозные феномены, как "священное", "нуминозное", "абсолют", "трансцендентальное", "гипостазированные сущности" и т.п., которые, с точки зрения феноменологов религии, нуждаются в глубинном постижении онтологической сущности, а не в фиксации визуального существования, что в свою очередь и составляет ее задачу. Следует отметить, что феноменология религии, хотя и представляется как вполне сформировавшаяся философская и религиоведческая дисциплина, тем не менее, такой не является, поскольку среди ее представителей отсутствует единство в трактовке основополагающих принципов исследования, в выборе методов изучения предмета, в теоретических основаниях. Одни философы и религиоведы (М. Шелер, П. Рикер, М. Элиаде) рассматривают феноменологию религии в рамках феноменологической философии Э. Гуссерля, другие (Г. ван дер Леув, И. Вах, С.И. Блеекер, Р. Отто) отрицают ее гуссерлианские феноменологические идейные истоки.1 Различные взгляды на теоретические основания феноменологии религии, обусловило формирование двух ее направлений в современном религиоведении: 1) дескриптивная или описательная феноменология религии, опирающаяся на наследие Э. Гуссерля, видит свою цель в типологизации, классификации и описании усматриваемых феноменов религии как они есть; 2) интерпретативная или классическая феноменология религии видит свою цель в постижении внутренних смыслов религиозных феноменов, на которые направленно сознание, и в определении их качественных характеристик. Идея феноменологического исследования (в контексте философского знания) любых онтологических проявлений, бесспорно, принадлежит Э. Гуссерлю, который создал философскую "науку" о созерцании сущности феноменов вообще и о сознании созерцающем сущность в частности. Однако, необходимо отметить, что сам Э. Гуссерль религиоведческими проблемами не занимался и религиозные феномены не исследовал. ............ |