Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте
Содержание
Введение
Глава 1. Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте
1.1 Исследование самосознания подростков в историческом контексте
1.2 Теоретические подходы в определении самосознания
1.3 Особенности самосознания подростков
1.4 Проблема гендерных различий в психологии
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Психологическое понимание феномена личности неразрывно связано с категорией самосознания. В современной психологической науке проблема самосознания человека и его внутреннего мира занимает одно из ведущих мест и это не случайно. Самосознание, являясь ядерной личностной структурой, оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека (Б.Д. Ананьев, Л.И. Божович, У. Джеймс, И.С. Кон, Т. Мак-Партланд, К. Хорни, Л.С. Рубинштейн, В.С. Мерлин, А.Г. Столин, И.И. Чеснокова и др.). От уровня и характера самосознания зависит то, в какой мере человек в состоянии сам создавать свою личность, и какую личность он создает.
Элементарные проявления самосознания в онтогенезе, возникают очень рано. Однако наиболее интенсивно оно развивается в подростковом возрасте, что обусловливается появлением качественно новой социальной ситуации развития, которая определяет строго закономерным образом весь стиль жизни ребенка. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий проявляется в изменении внутренней позиции подростка, что обуславливает возникновение у него новой потребности, выступающей в форме стремления к взрослости и самостоятельности. В связи с этим значительно повышается восприимчивость его к усвоению норм и способов поведения, а также ценностных ориентаций, свойственных взрослым людям. Происходит своеобразная переориентация с детских норм и ценностей на нормы и ценности взрослых. Стремясь удовлетворить эту наиболее актуальную, социально значимую потребность и занять достойное место среди сверстников и взрослых, подросток невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своего поведения и деятельности, всматриваться в себя, сравнивать себя с взрослыми и ровесниками, взвешивать свои возможности, выискивать недостатки, задумываться над самоусовершенствованием.
Таким образом, самосознание в подростковом возрасте становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности. Исследование особенностей самосознания подростков является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем, но наиболее эффективным оно может быть только с учетом психологических особенностей пола. Между тем, серьезное исследование психологии половых различий в этом возрасте только еще начинается, и эмпирические данные весьма противоречивы.
В таком случае тема нашего исследования звучит как «Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте».
Целью является изучение особенностей самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте.
Объектом исследования выступает самосознание подростков.
Предметом исследования являются особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Изучение теоретического материала.
2. Подбор диагностического инструментария, необходимого для исследования особенностей самосознания.
3. Проведение эмпирического исследования особенностей самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте.
4. Обработка и сравнительный анализ полученных данных.
Методы исследования:
В теоретической части работы был использован метод анализа научной литературы, классификация позиций различных авторов. ............