Часть полного текста документа:Философия искусства как особая проблемная область культурологии Л.Б. Капустина Вступление. Красота: от обожания к содержанию Идея прекрасного - или спектр различного понимания красоты, формы которой многолики и изменчивы - получала разное наполнение в истории искусства и представлена в известных справочниках по эстетике. Но лишь на определенном этапе культуры появляется потребность осмыслить прекрасное как идею. Подобной антологии пока не существует. Анализ идеи прекрасного показывает, что далеко не всегда даже развитое эстетическое чувство сообразуется с философской глубиной взгляда. Скорее наоборот: красота философскому разуму противополагается. Еще в 17 веке в трактатах по искусству "ученый художник" - мишень для критики. Роберт Циммерманн, автор "Истории эстетики" (1858-65), считал, что в западноевропейской философии искусства не было ничего, кроме огромного пробела, вплоть до 19 века. Другой немецкий исследователь, Генрих Ретшер, выскажет ту же самую идею двумя десятилетиями раньше: эпоха "ослепления великолепием и красотою искусства закончилась, "драгоценный сосуд разбит" - с тем чтобы наконец "созерцать во всей наготе его содержание" [1]. И это середина 19 века. Понятия - суть идеи, нарождающиеся уже после того, как процесс создания мира закончился. Так и в искусстве: его философия выявляется после тысячелетних упражнений в искусстве и восприятии природы. Невольная аналогия с концепцией искусства Аристотеля: только с опытом приходит понимание, что искусство сообразуется с философией (или наукой) или даже опережает их в развитии, в своих откровениях и гениальных прозрениях. Только тогда вступает в свои права эпоха осмысления прекрасного как идеи. Этот материал не лежит на поверхности, а представлен имплицитно и требует реконструкции. Вектор этого движения задавали художники и философы, которые оказались наиболее чутки к движению философствующего духа в искусстве. Часть 1. У истоков эстетического дискурса: еще философия красоты Итак, поле для его - искусства - философии открывается "после искусства". Тем самым предполагается, что искусство должно обозначиться в каких-то "пределах", своих родовых признаках, состояться в качестве феномена человеческого опыта, категориально оформиться. Известно, что в новоевропейской культурной традиции новая формула отлилась к началу 18 века, когда получает хождение термин "изящные искусства". Его становление происходит на протяжении 15-17 веков и увязывается обычно с процессом выделения искусства из ремесла и становлением его в качестве отдельной отрасли человеческой деятельности уже в эпоху Возрождения; формированием принципа "аристократизма" (Е. Аничков) и развитием на его основе теории "хорошего вкуса" (вторая половина 16 века); утверждением теоретически обоснованного классицистического канона (середина 16 - конец 17); появлением в 16-17 веках первых институтов искусства. Дополним этот ряд еще одной существенной характеристикой: утверждение термина "изящные искусства" совпадает с появлением в Европе первых эстетических систем, т.е. временем формирования эстетического дискурса. Один из французских библиографических указателей проводит четкую границу между собственно эстетическими исследованиями психологического и философского характера, которые появляются во Франции в начале 18 века, и бытовавшими с 15 века теориями искусства - от поэтического творчества до рассуждений об архитектуре или технике живописи [2]. ............ |