Реферат по философии
Философия Н.Ф. Федорова
На рисунке известного художника Л. Пастернака изображены три русских мыслителя: Лев Толстой, Владимир Соловьев и Николай Федоров, имя которого многие годы замалчивалось на родине этого самобытного философа. Вместе с тем незнакомое широкому кругу даже образованных читателей имя Федорова было знакомо только тем, кто серьезно занимался русской философией. Ведь не зря же академик живописи Пастернак, близкий к Толстому, на своем рисунке соединил Федорова с великим писателем и выдающимся философом. Л. Толстой, который отнюдь не был единомышленником Федорова, писал в 1895 г. о своем глубоком уважении к его личности и признании «того добра, которое он делал и делает своей самоотверженной деятельностью». А Вл. Соловьев, познакомившись с развернутым изложением «проекта» Федорова, писал скромному (во всех отношениях) библиотекарю Румянцевского музея (ныне центральная библиотека страны): «Я очень много Вам имею сказать. А пока скажу только одно, что со времени появления христианства Ваш «проект» есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным». Небезынтересно еще одно суждение об идеях Федорова. Узнав о них от верного ученика и последователя Федорова - Н. П. Петерсона, Ф. М. Достоевский в письме Петерсону от 24 марта 1878 г. ставит ряд вопросов, касающихся учения Федорова, и среди них «первым делом вопрос: кто этот мыслитель, мысли которого Вы передали? Если можете, то сообщите его настоящее имя. Он слишком заинтересовал меня. <.. .> Затем скажу, что в сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои». Исследователи полагают, что учение Федорова нашло отзвук в его романе «Братья Карамазовы».
Николай Федорович Федоров (1828-1903) был «незаконным» сыном князя Павла Ивановича Гагарина, принадлежащего к одной из знатнейших в России родовой фамилии, восходящей к основателю династии Рюриковичей и крестителю Руси князю Владимиру. Фамилию и отчество Николай получил по крестному отцу. До семи лет он жил в усадьбе отца, затем учился в уездном училище, в тамбовской гимназии и одесском лицее. Вынужденный по семейным обстоятельствам покинуть лицей, Федоров работает школьным учителем в Липецком уездном училище, в Богородском и Подольском уездных училищах, где он преподает историю и географию (1854— 1868). В 1869 г. начинается работа Федорова в библиотеках, сначала в Чертковской, а затем с 1874 г. в Румянцевском музее, в котором он проработал 25 лет. Федоров скончался в Мариинской больнице для бедных.
Такова внешняя канва жизни, наполненной непрестанными размышлениями, обоснованием своего философского учения, постоянным самообразованием. По воспоминаниям знавших его людей, Федоров вел жизнь аскета, ограничивая свои потребности до минимума и всячески помогая нуждающимся. «Он нищий, и все отдает, всегда весел и кроток», - характеризовал его Л. Толстой. Федорова называли «московским Сократом» не только за непритязательность в быту, но и за стремление распространить свое учение в беседах и спорах через верных своих учеников и последователей, хотя сам мыслитель порицал исторического Сократа за сосредоточенность познания на самом себе («познай самого себя») и отрыв знания от дела. ............