Часть полного текста документа:Философские концепции искусства 1. Введение О содержании этой курсовой работы дает представление ее название. Она посвящена опыту применения системного подхода к изучению искусства, как метода исследования человека, общества, искусства - от живого интереса и признания больших эвристических возможностей данного метода познания до отрицания какой-либо его продуктивности при рассмотрении духовных явлений, поскольку человеческий дух, как полагают, не может быть описан в качестве системы - он целостно-неделим, не расчленен внутри себя, спонтанен и беззаконен... Курсовая работа посвящена методологической разработке и конкретному применению системного подхода к философии искусства. Системный стиль мышления - это специфическая парадигма современной науки и его неправомерно отождествлять, как нередко делается, со структурным анализом, ибо он объединяет элементно-структурный анализ с функциональным и историческим и потому в высшей степени эффективен при изучении социокультурной реальности и человеческого бытия. В курсовой работе будут кратко изложены основные принципы системного исследования, будет обращено внимание на все активнее развертывающееся на наших глазах методологическое вторжение гуманитарных проблем в естествознание и методов "точных наук" в социальное, гуманитарное, культурологическое знание. В наше время гуманитарное знание обретает возможность решения таких проблем, которые казались прежде недоступными науке, - так проявляется одна из существеннейших тенденций развития научной мысли в XX веке, выражающаяся во все более активном взаимодействии естественных и "противоестественных" наук. Данная курсовая работа наполнена непривычными для глаза традиционного гуманитария строгими формулировками, расчленениями изучаемых явлений. Но если продуктивна связь гуманитарного знания с естествознанием, то тем органичнее взаимодействие разных наук, изучающих человека, общество, искусство. Значение их контактов в интересующем нас сейчас случае проистекает из того, что искусство охватывает многообразные формы человеческой деятельности, каждая из которых является предметом особой научной дисциплины - этнографии, истории, языкознания, литературоведения, разных отраслей искусствоведения, педагогики, этики и т. д.; поэтому философский взгляд на искусство не может не скрещиваться с изучением ее конкретных форм соответствующими конкретными науками. В наши дни интегративные процессы в данной сфере научного и философского знания получают все более широкое признание; одно из его проявлений - создание данной курсовой работы, смысл которой состоит в содействии развитию междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, объединяющих все отрасли гуманитарного знания, ибо их "взаимное опыление" должно способствовать развитию каждой, а философия искусства может и должна стать своего рода общей почвой, на которой произрастают все гуманитарно-искусствоведческие дисциплины. Еще одно примечательное в этом отношении явление - разработка темы в курсовой работе "Философия искусства: становление и развитие", в которой прослеживается история взаимоотношений этой философской дисциплины и разных конкретных отраслей искусствоведческого знания. ............ |