Часть полного текста документа:Формирование фонемной структуры слова в детской речи А. И. Лысенко Исследование представляет собой результат наблюдений автора за речевым развитием одного ребенка в возрасте от 1.09 до 3.05 лет. На протяжении 9 месяцев (с момента резкого увеличения активного словарного запаса в 2.04 до установления нормативного произношения большинства слов в 3.01) велись практически ежедневные дневниковые записи. Всего было зафиксировано около 1800 единиц. Произносимые ребенком слова записывались без использования каких бы то ни было дополнительных символов. Цель исследования - выяснить, как и на основе чего ребенок строит звуковой облик произносимых им слов. На первом этапе работы слова ребенка сравнивались с соответствующими "взрослыми"словами. Практически всегда верно передавались качество ударного гласного и ритмико-слоговая структура слова (количество слогов и место ударения). Гласные в заударной части слова (после ударного гласного) также обычно сохранялись. Предударная часть слова ребенка часто строилась при помощи редупликации, и таким образом безударные гласные совпадали с ударным: прилетела "пепепеля" (2.04). Таким образом, состав и порядок гласных в слове ребенка могли быть получены с помощью линейных преобразований состава и порядка гласных соответствующего "взрослого" слова. Применение подобного предположения к составу и порядку согласных привело к отрицательному результату. Оказалось невозможным сформулировать общие для всех слов правила перехода от "взрослого" слова к слову ребенка лишь путем линейных преобразований, таких как упрощение групп согласных или ассимиляция. По-разному в разных словах могли передаваться не только одни и те же группы согласных, но и совпадающие последовательности звуков в одинаковом положении относительно ударного слога: конфета "лелетя"(2.04) - конфетка "веветька" (2.04); прыгала "лигага" (2.06) - трогала "лёдядя" (2.06). Рассматривались лишь устойчивые единицы: ребенок по крайней мере несколько раз произнес слово указанным образом. При анализе звукового облика слов ребенка оказалось, что при выборе и расстановке согласных особое значение имел признак места образования. Например, губные согласные чаще появлялись в предударной части слова, чем в заударной. Слова, имеющие сходный состав, но различный порядок согласных, могли передаваться практически одинаково: платочек "патотик" (2.05) - тряпочка "патитька" (2.05). 70% всех зафиксированных в процессе наблюдения слов имели один и тот же относительный порядок согласных: губной - переднеязычный - заднеязычный. Например: бегемотик "манёнётик" (2.04); расчесочка "лёлётитька" (2.04). Все единицы, зафиксированные за первый месяц наблюдения (всего 326), имели указанный относительный порядок согласных в пределах одной и той же (предударной или заударной) части слова. Далее был произведен анализ слов с точки зрения признаков способа образования и сонантности составляющих согласных. Здесь также были выявлены определенные закономерности. Так, если в пределах одной и той же части слова есть и сонант, и шумный согласный, сонант всегда находится ближе к ударному гласному. ............ |