Часть полного текста документа: Оглавление. Введение. Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников. § 1. Определение понятия "выразительность речи". § 2. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников. § 3. Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. §4. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста. Глава 2. Экспериментальное исследование выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. § 1. Научно-методическое оснащение исследования. Глава 3. Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием. Заключение. Библиография. Глава 1 . Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников. §1. Определение понятия " выразительность речи ". Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной. Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных. Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы. Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. Тембр голоса - окраска, качество звука. Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко. § 2. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников. Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Хватцев Е.М., Швачкин Н.Х. и др. Исследования, проведенные Е.М. Хватцевым (22, с.14), свидетельствуют о том, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде "у-а", "э-э" и т.п. Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль. Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при речи, выдох длиннее вдоха. К началу второго месяца младенец уже радостно "гукает", издавая невнятные, с кряхтением звуки, наподобие "гы", "кхы", а с третьего месяца в хорошем настроении начинают "гулить": "агу", "бу" и позже: "мам, амм", "тль, дль". В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи. С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. ............ |