Часть полного текста документа:Формирование связной речи у детей пятого года жизни Н. В. Елкина Анализ педагогической литературы обнаружил противоречивые точки зрения на обучение связной речи детей пятого года жизни, его содержание и последовательность введения разных типов связных высказываний. Большинство авторов указывают на то, что обучение следует начинать с пересказа и описания (А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.А. Зрожевская, Э.П. Короткова и др.). В ряде исследований доказана возможность обучения детей 4-5 лет повествовательной речи (Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Л.Г. Шадрина, О.С. Ушакова). У них формируются такие признаки связности текста, как завершенность темы, интеграция между предложениями и частями рассказа. Но недостаточно разработана методика развития связной речи у детей пятого года жизни. Мы попытались определить место работы по развитию связной речи детей данного возраста в педагогическом процессе, разработать адекватную методику изучения связности речи детей 4-5 лет, выявить наиболее эффективные методические приемы формирования связности высказываний детей. Изучая состояние работы в дошкольных учреждениях, мы выявили, что практика отражает ту же картину, которая обнаруживается при анализе научно-методической литературы. В большинстве дошкольных учреждений работают по методическим рекомендациям В.В. Гербовой или О.С. Ушаковой [2, 3, 10]. Анализ планов воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, использующих методику В.В. Гербовой, показал, что занятия по развитию связной речи планируются 2 раза в месяц. Это составляет 24% от общего количества занятий. В течение учебного года проводится 7 занятий по пересказу сказок и рассказов и 11 занятий по обучению рассказыванию (описание игрушек, картин), т.е. - 9,4% занимают занятия по пересказу и 14,6% рассказывание по картинкам и игрушкам (составление описаний). Анализ планов в дошкольных учреждениях, использующих методику О.С. Ушаковой, показал, что занятия по развитию связной речи планируются 3 раза в месяц. В течение учебного года проводится 4 занятия по пересказу сказок и рассказов и 24 занятия по обучению рассказыванию (описание игрушек, предметов, картин; составление сюжетных рассказов по набору игрушек). Это составляет 87,5% от всего объема занятий. Из них - 12,5% занимают занятия по пересказу и 75% рассказывание по картинкам и игрушкам (составление описаний - 65,6%; составление сюжетных рассказов по набору игрушек - 9,4%). Отражена в планах и индивидуальная работа с детьми, которая способствует формированию навыков составления описания, пересказа литературного образца. Так, в среднем, 2 раза в неделю планируются дидактические игры и упражнения на закрепление навыков, полученных на занятии. Один-два раза в месяц задания на составление рассказов-описаний включены в другие занятия по развитию речи (как часть занятия). Как показал анализ документации, в тех дошкольных учреждениях, где работают по методике О.С. Ушаковой, большое внимание уделяется обучению рассказыванию. Уже в средней группе (вторая половина года) начинают формировать умение связного повествовательного высказывания, вводят в работу с детьми серии сюжетных картинок. Удельный вес занятий по обучению рассказыванию в течение года намного выше, чем в дошкольных учреждениях, использующих методику В.В. ............ |