Часть полного текста документа:Формирование у учащихся практических познавательных умений по физике А.Е. Браун, Студент ФФ БГПУ В последнее время все более проявляется необходимость постоянного совершенствования учебного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и способностей в процессе обучения. Особые надежды с решением этой проблемы связывают с проблемным обучением. Проблема нашла отражение в работах А.В. Усовой, А.А. Боброва ("Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики"), М.М. Терентьева ("Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении"), Г.И. Малафеева ("Проблемное обучение физике в средней школе", "Творческие задания по физике в 6-7 классах"), И.Я. Лернера ("Проблемное обучение"), М.И. Махмутова ("Организация проблемного обучения в школе", "Теория и практика проблемного обучения в школе") и других. Однако недостаточность методических разработок и их несогласование с меняющемся содержанием образования, вызывают определенные затруднения в применении проблемного обучения. Нами была поставлена задача разработать ситуации и задания к теме "Работа и мощность. Энергия." на основе проблемного обучения и проверить на практике влияние самостоятельной работы учащихся с данными заданиями на формирование практических познавательных умений и познавательного интереса. Мы предполагаем, что использование при изучении темы "Работа и мощность. Энергия." проблемных заданий позволит учащимся лучше усваивать материал и будет позитивно влиять на развитие умственных навыков и способностей детей. Внедрение предполагаемой разработки в преподавание физики, по нашему мнению, позволит разнообразить учебный процесс, достичь интенсивной мыслительной деятельности учащихся, актуализировать уже полученные знания, так как в разработанной нами тетради "Мои физические открытия" содержится по три проблемных задания к каждому параграфу учебника по данной теме; иллюстративный материал к заданиям для облегчения восприятия учащимися предложенных ситуаций; объяснения к каждому заданию, в которых дан вывод по решению и определены изучаемые физические понятия и единицы измерения. При этом в выводах отсутствуют ключевые слова, уже известные детям, и те, которые изучаются в процессе урока. Предложенные задания помогают детям самостоятельно выделять данные слова (понятия, формулы) путем анализа проделанной работы и полученных результатов. Последним заданием к каждому параграфу изучаемой темы является домашнее задание, которое отличается от проделанных в классе тем, что все объяснения и выводы учащиеся должны сделать самостоятельно. Таким образом, учащиеся отрабатывают навыки самостоятельной работы и учатся делать выводы на основе знаний, полученных в классе. Отличие данной тетради от других, разработанных на кафедре МПФ, в том, что задания носят проблемный характер, вызывают интерес, активизируют поиск; запись хода проделываемой работы и объяснения. Как уже было сказано выше, нами были разработаны качественные задачи, в которых рассматриваются понятия работы, энергии и мощности. Данные задачи решаются путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, но без математических действий. ............ |