Часть полного текста документа:Франсиско Гойя Сын позолотчика Франсиско Хосе де Гойя - и - Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшом городишке Фуэндетодос, близ Сарагосы. Отец - мастер позолотчик, мать - дочь обнищавшего идальго (таких дворян в те времена было чуть ли не пол-Испании). С 1760 года будущий великий художник учится в Сарагосе, а в 1769 году отправляется в Италию, где через два года получает вторую премию Пармской академии художеств за картину на античную тему. Как это часто бывает, в истории не осталось имени обладателя первой премии. Легенда приписывает молодому Франсиско дерзкий налет не женский монастырь в Рими, удачное похищение оттуда некой прекрасной итальянки, последовавшую за этим дуэль, из которой Гойя вышел победителем. Подтвердитьь случилось ли это на самом деле, не сможет уже никто. Гойя возвращается в Сарагосу и начинает деятельность профессионального живописца, занимаясь церковными фресками. Красавица Жозефа В 1773 году Гойя приезжает в Мадрид и через некоторое время начинает работать над картинами, которые служат образцами для ковров Королевской шпалерной мануфактуры. Его друг, художник Франсиско Байеу знакомит тезку со своей сестрой, белокурой красавицей Жозефой, Гойя от нее в восторге - он немедленно влюбляется и соблазняет девушку. Однако жениться отнюдь не спешит и вынужден сделать этот шаг, когда Жозефа уже на пятом месяце беременности. Следует также учесть, что на то время брат жены является для Гойи "начальством" - художник трудится в мастерской Байеу. Родившийся мальчик прожил не долго и вскоре умер. Всего же супруга художника родила пять (по некоторым сведениям - шесть) детей из которых выжил лишь сын Хавьер. Успешная карьера Между тем быстро растет популярность Гойи в придворных кругах - в основном как портретиста. В 1780 году его избирают в Мадридскую академию художеств, с 1785 года он становится ее вице-директором, а с 1795 года - директором живописного отделения. Как только Гойя получает возможность знакомства с придворными дамами, он словно забывает Жозефу. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически не служила моделью для Гойи - он написал всего один ее портрет. Таинственная болезнь Осенью 1792 - зимой 1793 годов Гойю поражает тяжелая болезнь, которая заканчивается полной глухотой. Хотя дело могло быть и похуже: художник чувствовал слабость, сильные головные боли, он отчасти потерял зрение и какое-то время был парализован. Исследователи полагают, что все это были последствия застарелого сифилиса, полученного в молодости. Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника. Герцогиня Альба Среди придворных аристократок самой желанной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. Один из современников писал о ней так: "Нет в мире более прекрасной женщины. Когда она появляется на улице, все смотрят только на нее. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоваться ею". Гойе удалось познакомиться с Альбой. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник потрясенно признался одному из друзей: "Теперь, наконец, я знаю, что значит жить!" Их роман продолжался семь лет - до самой смерти Альбы. В 1796 году умер престарелый муж герцогини, и она уехала в свое поместье в Андалузию "оплакивать потерю". Видимо, чтобы слезы не были слишком горькими, Гойя поехал с ней, и они несколько месяцев прожили вместе. ............ |