ФРГ и ГДР В 50–70-х гг.
1. Конституционный строй ФРГ
Несмотря на предельно сложную обстановку, ведущим политическим силам Западной Германии удалось в кратчайшие сроки разработать конституционный проект, способный стать основой для сбалансированного и эффективного государственного Развития. ХДС, ХСС, СвДП и СДПГ оказались едины в принципиальных вопросах конституционно-правового строительства. Новый немецкий конституционализм отразил отказ видеть в государстве как господствующую и направляющую силу общественного развития, так и «НОЧНОГО сторожа», цель которого заключается лишь в охране человека от политического и социального насилия. Основой конституционной доктрины стали идеалы свободы и социальной ответственности, защита прав человека и ограничение крайностей индивидуализма, восприятие нации как реального социального организма с общими позитивными целями и интересами, признание возросшей роли государства в регулировании жизни гражданского общества при отказе видеть в нем инструмент классового или расового господства. В сфере конституционного регулирования оказался широкий круг общественных отношений – экономических, социальных, культурных, внешнеполитических. Признавая необходимость создания условий для полноценного развития каждого индивида, немецкий конституционализм опирался на представление о неразрывном единстве прав и обязанностей человека и общества. Он трактовал государство как сообщество, объединенное такими основополагающими ценностями, как свобода, справедливость, солидарность.
Основной закон ФРГ провозгласил создание демократического и социального федеративного государства. Целью конституционного строительства авторы Основного закона назвали служение немецкого народа делу мира во всем мире, вхождение его в качестве равноправного члена в объединенную Европу, выполнение его «ответственности перед Богом и людьми». Конституция символично открывалась разделом, где подробно закреплялись права человека, в том числе на жизнь и личную неприкосновенность, свободу вероисповедания и совести, свободу собрания и союзов, передвижения и выбора профессии, неприкосновенные права в области правосудия, избирательное право. Как сферы особой ответственности государства рассматривались брак и семья, система школьного образования. Основной закон ввел понятие общего блага, закрепляя его приоритет для института собственности («Собственность обязывает; владение ею есть служение общему благу»). Особым коллективным правом немецкого народа провозглашалось право на сопротивление любой попытке устранения конституционного строя.
Федеративная Республика Германии объединила 9 земель (Западный Берлин сохранил автономию, хотя и был представлен в западногерманском парламенте; Саар стал десятой землей в 1957 г.). Каждый из субъектов федерации получил право на свою конституцию, представительные и административные органы, свое законодательство. Полномочия федерации и земель были четко разграничены. Основной закон выделил сферы исключительного законодательства Федерации и «конкурирующего законодательства». В первую из них вошли внешняя политика, оборона, институт гражданства, свобода передвижения, финансы, таможенное и торговое право. ............