Никита Ермаков
"Я пошел (пошла) к своему депутату (зубному врачу, адвокату, психиатру, соседу и т.д.) и сказал (сказала)..." Подобная фраза в устах обычного француза удивление не вызывает. Француз в принципе знает людей, которых выбрал - будь то в национальные, будь то в местные органы власти разного уровня.
Так сложилось не вдруг. Это стало результатом действующей в стране избирательной системы, которая привела к персонализации отношений управляемого и управляющего. Во Франции голосуют уже два столетия, а нынешний механизм этого действа сформировался поэтапно, хотя и вполне сознательно. Сейчас существует система, введенная конституцией 1958 года.
То, как голосуют французы, называется мажоритарной системой в два тура по одномандатным округам. По ней во Франции проходят все выборы, кроме выборов в Европейский Парламент, избираемый по пропорциональной системе. Правда, у выборов в разные французские органы власти есть свои особенности, но общий принцип не меняется.
Вся страна разделена на избирательные округа. В каждом выдвигаются кандидаты - как от партий, так и независимые. В первом туре кандидат побеждает, если его поддерживают половина проголосовавших плюс один человек. Если этого не произошло, то назначается второй тур, в который проходят два кандидата, пришедшие первыми. Во втором туре побеждает тот, кто набрал больше голосов. Так выбирают во Франции всех - от мэра деревни из 10 домов до президента страны.
Такое положение приводит к совершенно определенным политическим результатам. Прежде всего ограничено влияние политических партий, что и было одной из целей и, можно сказать, философских установок основателя ныне действующей во Франции V республики генерала Шарля де Голля. Он считал, что именно засилье партий привело к развалу прежнего французского государственного строя и для стабильности управления необходимо ввести их действия в строгие рамки.
Мажоритарная избирательная система в два тура (наряду с президентской формой управления страной) такие рамки и устанавливает. Если в первом туре каждая группировка может выставлять своего представителя, то перспектива второго тура вынуждает каждую из них заранее готовить соответствующую стратегию, формировать союзы. Это объективно сводит политическую жизнь страны к противостоянию двух больших блоков - правого и левого.
Внутри этих блоков могут происходить различные изменения, ссоры, расколы, слияния, но ко второму туру все бывает забыто и действует то, что на французском политическом жаргоне называется "республиканская дисциплина": избиратели голосуют за кандидата, который им ближе всего по духу.
Например, коммунисты и социалисты в повседневной жизни друг друга недолюбливают, но во втором туре исправно голосуют: коммунисты за кандидата-социалиста, если он не выбыл в туре первом, социалисты за кандидата-коммуниста в аналогичной ситуации. То же самое происходит у правых.
Еще одно последствие избирательной системы состоит в тесной связи, часто строящейся годами и десятилетиями, местного выборного лица с населением. Как правило, наиболее успешные политики имеют глубокие местные корни, опираются на прочную избирательную базу. Кстати, деятелей, спускаемых из центра, не любят, и они нередко проваливаются. ............