ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ
ПОИСК ПРИЗНАКОВ И ОСНОВАНИЙ
С.А. Козлов, к.ф.-м.н., доц. СКИПКРО
В.Е. Жидков, д.т.н., ректор СТИС
Научно-технический прогресс и прогресс социальный привели к появлению новых научных направлений и/или к делению традиционных наук на множество новых научных отраслей. В свою очередь это породило необходимость формирования соответствующих учебных дисциплин, включаемых в учебные планы школ и вузов. Далее следуют: формирование кадров преподавателей, отработка содержания, учебных планов, методики преподавания, издание учебников, методических материалов, и т.д.
Новая научная дисциплина теснит и без того плотный набор традиционно изучаемых предметов. В условиях достаточно жёстко ограниченного времени, отводимого на общее и профессиональное образование, это приводит к перераспределению объемов учебного времени в пользу новых дисциплин и, конечно, за счёт ущемления дисциплин традиционных.
Как правило, новые дисциплины на начальном этапе отличают узкая специализация, прагматизм методологии, слабость или полное отсутствие методического обеспечения. Они заметно влияют на общий уровень и темп обучения. Но также точно и то, что без их освоения профессиональные качества выпускника не могут стать полными. Поэтому их включение в учебные планы соответствует требованию качественной подготовки специалиста.
С другой стороны, также верно и то, что в ходе трансформации учебных планов не должна быть потеряна фундаментальная составляющая образовании. Именно проблема фундаментализации в последние годы является наиболее часто упоминаемой и употребляемой в научных и административных кругах при обсуждении вопросов, посвященных реформированию образования в РФ [1 – 3]. Цитируем несколько мнений из интернета. «Технический специалист немыслим без широкой фундаментальной подготовки». «Современные технологии основаны на новых физических принципах, и овладеть ими в полной мере может только человек, хорошо подготовленный в области математики, физики, механики, информатики». «В какой бы области технологии потом не работал специалист, он должен быть всегда готов быстро перестроиться, используя свои фундаментальные знания для скорейшего освоения новых принципов, технологий или обеспечить технический сервис самого высокого качества». Но там же фундаментальными дисциплинами заявлены изобразительное искусство, культурология, история, иностранный язык.
К основным дисциплинам, формирующим образовательный фундамент будущего технического специалиста, инженера-профессионала, чаще всего относят математику, физику, информатику, химию, биологию. Этим не умаляется роль дисциплин гуманитарного и социального цикла, но приоритет отдается так называемым точным наукам. При этом редко приводятся основания для такого распределения приоритетов. Между тем ясно, что отсутствие научного обоснования и, тем более, метрологических норм и методик, не позволяют мотивированно «развести» дисциплины учебных планов по срокам и длительности их изучения в школах и вузах.
Проблеме поиска оснований для отнесения учебной дисциплины в разряд фундаментальных и посвящена эта работа.
Произведём грубое деление всех специалистов на гуманитариев, по своей профессиональной деятельности имеющих дело с людьми, и на «технарей», создающих и обслуживающих материальные объекты. ............