Московский Государственный строительный университет
Кафедра социологии
Реферат на тему:
Мое видение социологии
как
учебной дисциплины
Для того, чтобы понять, что такое социология как учебная дисциплина, нужно иметь представление о том, что же такое социология как наука. Ведь не зная о сути предмета, разве можем мы говорить и о его применении в какой-либо сфере? Конечно, нет. А значит нужно понять, что представляет из себя такая дисциплина как социология, какими функциями обладает, как она связана с другими науками, какую роль играет в нашей повседневной жизни.
Социология как наука
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество – не соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а - нечто целое. Возникает потребность в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Таковой и является социология – наука об обществе.
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Впервые понятие «социология» введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIXв. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. В ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.
С попыткой выделить социальное (внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и других) связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий – труда, образования, политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились социологические теории так называемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой – опирались на материал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формой социологического знания являются методика, техника и организация социологических исследований.
В связи с этим распространяется представление о трехуровневой структуре социологии: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Затем в 80-х годах ХХ столетия укореняется понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей.
Конкретизация предмета социологии поставила вопрос о соотношении социологии с другими общественными науками. ............