План Рефераты
Введение
1. Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"
2. Эра механицизма в естествознании как становление системного знания действительной науки
3. Современная космологическая естественно-научная картина мира
Заключение
Введение
Наука о природе, - естествознание, - зародилась в древней Греции более 2500 лет тому назад в виде единой натуральной философии. Естественной базой ее возникновения и развития явились бесхитростные наблюдения пытливых людей над окружающим их миром. Из этих наблюдений делались какие-то заключения и обобщения и, как мы сейчас говорим, строились теории. Поскольку в начальный период становления этой единой науки не было измерений, а лишь наблюдения и рассуждения, - то первые исследователи, являясь наблюдателями, облекали свои выводы в некие философские категории.
Все естественнонаучные знания и представления о природе в то время не разделялись на отдельные области знания и тем самым составляли единую науку, основой которой были логические рассуждения и умозаключения относительно того, что наблюдалось. Отсюда, собственно, и произошло название "натурфилософия", то есть мудрые рассуждения о Природе ("натура" – "природа", "философия" – "любовь к мудрости"). Интересно, что в шотландских университетах до сих пор физику называют натуральной философией. Понятно, что эти теоретические представления были наивными и часто ошибочными. Тем не менее, наряду с накоплением знаний шел их анализ и в виде пророческих догадок формировались многие идеи, которые находят сейчас свое подтверждение в современной естественнонаучной картине мира.
В античном естествознании укрепилось представление о материальной первооснове всех вещей и вечного движения. В качестве этой первоосновы мира и всего сущего предлагались огонь, вода, воздух и некое первоначало – "айперон". Так, Гераклит Эфесский (V век до н.э.), считавший началом всего, что есть на свете, огонь, сформулировал идею о единстве мира и его изменчивости ("все течет, все меняется, ничто не вечно кроме перемен"). Идея о непрерывности движений ("мир един, был, есть и будет вечно новым") в целом хорошо согласуется с современными представлениями о движущейся материи.
В основе современного объяснения явлений природы лежат фундаментальные физические принципы. К ним, в первую очередь, относятся принципы строения материи, получившие отражение прежде всего в теории элементарных частиц в ее современном представлении и реализующиеся в движение материи в широком смысле этого слова, а также во взаимодействии частиц и полей друг с другом.
К другим фундаментальным принципам относятся такие понятия, как понятия о пространстве и времени, о законах сохранения, о симметрии и асимметрии, порядке и беспорядке, дискретности и непрерывности, вероятностном, то есть статическом подходе к описанию явлений.
1. Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и
гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"
Материя - фундаментальное понятие, родившееся в древнегреческой, а затем перешедшее во всю европейскую философию.
Основные значения понятия материи таковы:
1) субстрат, "подлежащее", "то, из чего" (Аристотель) возникают и состоят вещи и Вселенная;
2) бесконечно делимый континуум, пространство, "то, в чем" (Платон), или протяжение (Декарт);
3) принцип индивидуации, то есть условие множественности (Платон, Аристотель, Прокл, Лейбниц);
4) вещество, или тело, обладающее инертностью, то есть массой и непроницаемостью, то есть упругостью или твердостью.
Противопоставляется материя духу, разуму, сознанию, форме, идее, благу, Богу, актуальному бытию (как чистая потенция), или, напротив, вторичным явлениям сознания как подлинное, объективное, первичное бытие. ............