Часть полного текста документа:Гадание Образовано от той же основы, что и сохранившееся в диалектах гадъ - "знахарь, прорицатель"; греч. ???? - водяная змея, гидра; ??????????? - гадание по воде. Змея была одним из атрибутов греческой богини мудрости Афины(ср. также представления о змее как символе мудрости у других народов). Среди великого множества способов гадания, мы рассмотрим только один - гадание по книгам, и попытаемся ответить на вопрос: что происходит с текстом, который при этом используется ? ?????????????, "гадание по книгам", было хорошо известно грекам; гадатель использовал книги Гомера, Гесиода, позднее - Вергилия и Сивилл. С приходом христианства к списку авторитетных книг добавилась Библия. В руках гадателя может оказаться любой текст, признанный в это время сакральным, нпр.,"Евгений Онегин", "Капитал" или "Москва-Петушки". ??????? - сшивающий, соединяющий, слагающий песни, рапсод. У Софокла рапсодом названа Сфинга - за свои загадки, которые она задавала фиванцам. Рапсоды были наследниками творчества аэдов гомеровской эпохи (????? - "поэт" при ?????? - "невидимый"; ср. многочисленные легенды об аэдах-слепцах, в том числе и о Гомере; о Тиресии было известно, что слепота дана ему одновременно с пророческим даром; мудрец, т.е. разоблачитель видимости и созерцатель сущности, должен быть слеп).В античную эпоху аэд приравнивался к прорицателю, мантису. В свою очередь, аэды были связаны с древнейшей традицией номинации (называния) вещей мира во время ритуалов типа новогоднего; при этом перечисление вещей было равнозначно их творению заново. Во время ритуала вещи назывались и тем самым вызывались из небытия; песня соединяла, сшивала разрозненные, хаотично разбросанные вещи в одно целое, в один текст (лат. textum - ткань; связь, соединение; структура; связное изложение). Вергилий использует слово textum при описании щита Энея: clipei non enarrabile textum - "щит несказанный" (VIII, 625). Изображения на щитах Энея у Вергилия, Ахилла у Гомера и Геракла у Гесиода соединяют не только все вещи мира в одном пространстве (это картины, если угодно, карты мира), но и три времени - прошлое, настоящее и будущее, поэтому стих Вергилия подчеркиваетмастерство Вулкана, выковавшего, соединившего то, что даже сложно передать словами. Словами обычной речи. Вулкан "прорицаний не чужд и грядущее знает" (VIII, 627). На фреске из Помпей Гефест показывает Фетиде щит Ахилла; мать героя изображена сидящей напротив щита, и мы видим отражение Фетиды в его зеркальной поверхности. Возможно, зеркальным был щит Амфиарая-мантиса (прорицателя), единственного из семерых, щит которого не был украшен: "Из меди сплошь, простой, без всяких знаков круг"(Эсхил,"Семеро против Фив" , 590). Способ гадания на зеркале, которым пользовался мантис-военный, ничем не отличается от способа, известного до сих пор: "Свет мой, зеркальце, скажи...". Мантис смотрел в зеркальную поверхность щита и докладывал о возможном исходе сражения. Грекам была хорошо знакома традиция создания имагинативных изображений; нпр., "Картины" Филострата - два тома, в которых рассказывается о содержании 64 картин, никогда не существовавших. Традиция на пустом месте не возникает; не исключено, что генетически она связана с рассказом, текстом мантиса, в котором передавалось увиденное им в зеркале, воде источника, огне, фимиаме, чаше, во сне и т.п. ............ |