РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий
Кафедра общей психологии и психологии труда
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Пастухова Марина Владимировна,
студентка 4-ого курса
Руководитель: ШАПОВАЛЕНКО И.В.
Москва, 2009
Содержание
Введение
Глава I. Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста
1.1 Общие положения об адаптации
1.2 Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
1.3 Основные проявления социально-психологической дезадаптации личности
1.4 Особенности интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации
1.4.1 Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
1.4.2 Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.4.3 Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
1.4.4 Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Результаты исследования
2.4.1 Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.2 Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников
2.4.4 Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов
Заключение
Литература
Введение
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. В условиях продолжающихся социально-экономических преобразований уменьшение адаптационного запаса и способность успешного осуществления деятельности и слаженного развития, наблюдается и у взрослых, и у детей [60;6].
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. По результатам исследований в настоящее время нарушения адаптации встречаются у 20-40% учеников начальных классов [60]. Преждевременное начало обучения, усиленные учебные программы, возросший объем информации, желание выработать интеллектуальные способности детей, их созидательную активность в общеобразовательной практике не всегда согласуются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья. ............