Юрий Москаленко
7 июля 1936 года американский продавец стального крепежа Генри Филлипс (не брат и не сват, и не родственник знаменитого основателя электротехнической фирмы Philips Жерара Филипса) получил на руки патенты на крестовую отвертку и соответствующий винт. Примерно два года понадобилось Генри для того, чтобы довести до ума изобретение Джона Томпсона (первым «крест» предложил именно Джон) и разработать технологию выпуска в массовом порядке как отверток, так и винтов, существенно отличающихся от остальных.
О детских годах Генри Филлипса известно очень немного. Возможно, потому, что вопреки привычке, американцы не стали делать из него национального героя. Да и, по большому счету, на его месте мог бы оказаться любой другой человек. В чем нельзя отказать продавцу стального крепежа, так это в умении убеждать людей в том, что предлагаемый им «товар» способен совершить революцию. У подлинного рационализатора – Джона Томпсона – этого умения не оказалось. Три года он бился над тем, чтобы собственное изобретение оказалось замеченным, но все без толку. И только знакомство с Филлипсом изменило ситуацию.
Не можешь сам – предложи другому
Генри жил тогда в Портленде. К моменту знакомства с Джоном ему исполнилось 44 года. Он имел огромный опыт как коммивояжер, и сумел убедить Томпсона в том, что если кому-то и удастся продвинуть крестовую отвертку, то только ему, Филлипсу. Тем более что он прекрасно знал рынок автомобиле- и самолетостроения и был уверен, что кто-то из владельцев крупных корпораций обязательно «клюнет» на новый инструмент.
В сущности, отвертки с плоским жалом в период, когда на конвейерах начали собираться десятки тысяч автомобилей и самолетов, постепенно изживали себя. Дело в том, что при массовой сборке, когда рабочему за смену приходилось закручивать несколько тысяч винтов, спустя несколько часов работы начинались сбои. Жало выскакивало из головки винта, иной раз ранило пальцы, а еще чаще оставляло глубокие борозды на детали. Случалось, что из-за одного неловкого движения «запоротой» оказывалась целая дверца или капот.
Филлипс решил действовать напрямую, предлагая новый инструмент непосредственно на заводах. Но очень скоро понял, что инженеры, даже одобряющее применение его отвертки, не могут принять окончательное решение. Для того чтобы перевести даже небольшое предприятие на новый инструмент, необходимо было время, все это привело бы к уменьшению количества выпускаемой продукции. А владельцы не хотели терять ни цента. И потом, кто для них Генри Филлипс? Едва ли не пустое место – мало ли что «чужой» инженер может придумать? И что теперь, на каждый чих откликаться?
Кларк рискнул. И выиграл...
Томпсон уже начал жалеть, что рассказал о крестовой отвертке Генри. Но тот, убедившись, что тактика работы с непосредственными производителями авто и самолетов, ничего не дает, решил найти другой выход. Он обратился к Юджину Кларку, президенту American Screw Company, крупнейшего производителя метизов в США, и сумел заинтересовать его. Причем предельно просто: он предложил провести эксперимент – кто больше винтов закрутит шуруповертами за определенное количество времени.
Юджин согласился. Эксперимент завершился полной победой Филлипса. Дело в том, что крестовые отвертки сразу же «схватывали» центр шурупа, что позволяло экономить на каждой операции по одной-две секунды. ............