ГЕРОДОТ ( р. между 490 и 480, Галикарнас, на Ю.-З.М.Азии, - ум.ок.425 до н.э., Афины или Фурии, Юж.Италия), древнегреческий историк. В молодости принимал участие в борьбе с тиранией и был вынужден покинуть Геликарнас после её установления. Некоторое время жил на о.Самос. Много путешествовал: посетил М.Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской Греции, побережье Черного моря вплоть до Ольвии, где собирал сведения о скифах. Длительное время жил в Афинах; близость Геродота к вождю афинской демократии Периклу оказала сильное влияние на его политические взгляды. Из Афин около 443 Геродот переселился в Фурии.
Труд Геродота условно названый "Историей", посвящен важнейшему политическому событию греческой истории - греко-персидским войнам (500 - 449 до н.э.); изложение доведено до взятия греками г.Сеста (в Геллеспонте) в 478. Впоследствии александрийские ученые разделили сочинение Геродота на 9 книг, по числу муз, каждая книга была названа именем одной из муз. Главным мотивом "Истории" Геродота является идея борьбы греческого мира с миром восточным. В чисто эпической манере, со множеством отступлений и спец. экскурсов рассказывает Геродот о начале столкновений греков с жителями Азии, излагает историю Лидии, Мидии и Персидской державы Ахеменидов, повествует об отдельных походах персидских царей: Кира - в Мидию (550) и на Вавилон (539), Камбиса - в Египет (525), Дария І - в Скифию (512), каждый раз подробно описывая географическое положение страны, явившейся объектом похода персов, нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономической и политической жизни. Лишь с 5-й кн. Геродот приступает к основной теме своего рассказа - к истории греко-персидских войн. Произведение Геродота существенно отличается и от эпоса, и от историко-мифологических повествований (местных хроник, генеалогий и землеописаний) первых греческих прозаиков-логографов.
Геродот вырабатывает свой стиль исторического повествования, в котором фактичность сочетается с художественностью. Историчность главной темы, грандиозность и единство замысла делают труд Геродота первым историческим произведением в собственном смысле слова и дают право его автору на почетное имя "отца истории".
Исторические воззрения Геродота не отличаются целостностью и научной определенностью. В объяснении исторических событий он допускает различные версии, то ссылаясь на божественную волю, то на судьбу, то давая рационалистические истолкования некоторым событиям или поступкам людей. Встречаются у Геродота и отдельные примеры исторической критики. Напротив, политические взгляды Геродота отличаются вполне определенной симпатией к афинской демократии.
Труд Геродота основан на самых разнообразных источниках. Отчасти это были личные наблюдения, отчасти - устная традиция, рассказы очевидцев, народные предания и легенды, наконец, письменные материалы, сочинения логографов (главным образом Гекатея Милетского), изречения оракулов, официальные записи. Приводимые в "Истории" Геродота факты, как правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником не только по истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам и проблемам более ранней греческой и древневосточной истории. ............