Часть полного текста документа:Гимн страны: секреты психотехнологии музыкального воздействия Марина Карасева "Все мы песни перепели" (из русского народного песенного фольклора) Ну... в общем, ты его сразу узнаешь", - несколько уклончиво ответили мне соотечественники на вопрос о том, как отыскать здание русского посольства в дипломатическом районе Вашингтона. Проехав почти до конца по круто забиравшей в гору неширокой улице, окруженной с обоих сторон изящными особнячками, пестрящими разнонациональными флагами, я вдруг обнаружила ЕГО. То есть, сначала я почувствовала, что сбоку за решеткой находится нечто необъятно крупное, высокое, светлое, напоминающее своей фундаментальностью Дворец съездов. Этот архитектурный представитель Родины, видимо, изначально и принципиально не собирался вписываться в окружающий его почти игрушечный ландшафт. Я улыбнулась: какое же это все-таки свое. И не знаю, чего было больше в той улыбке: искусствоведческой иронии или задорного русского удовольствия, мол, "знай наших". Государственный гимн - это своего рода архитектурный монолит, выстроенный средствами музыкальных звуков. И от того, какой материал (мелодический, гармонический, ритмический и т.д.) пошел на это строительство и каков его стиль, в большой мере зависит имидж страны. Его звуковая оболочка проникает везде, в том числе, и в те края, где до сих пор имеются смутные визуальные представления о том, что такое Россия. В этом смысле гимн, как жанр музыкальный, способный "жить" во времени и свободно "перемещаться" в пространстве, оказывается одним из наиболее мобильных "представителей" страны. Именно поэтому, наверное, прошумевшие предновогодние баталии по поводу вариантов государственного гимна были заведомо обречены на особую жесткость и непримиримость. Сейчас, когда страсти сами собой улеглись и взмученные водоворотом частицы почвы постепенно оседают на свое место, можно, пожалуй, подвести некоторые результаты. Но и как же мы в этом преуспели, надо сказать! Конгломерат общественных суждений на период генеральных репетиций премьерного исполнения ново-старого гимна напоминал кучу нерассортированных вещей, образовавшуюся при переезде с одной квартиры на другую. Сплошь и рядом свободно противопоставлялись мнения, отражавшие совершенно различные подходы. Здесь можно было наблюдать столкновение таких подходов как, говоря условно, исторический (с акцентом на истории формирования, написания и смен гимнов в России, а также социального происхождения авторов гимнов), социологический (с акцентом на опросе общественного мнения), политический (толкующий о том, какую именно идеологию воплощает тот или иной гимн), а также искусствоведообразный (с рассуждениями о том, какой композитор все-таки лучше: Александров или Глинка). Большинство общественных обсуждений имело риск окончательно утонуть в пене излишнего пафоса, внешней идеологизации суждений с активным наклеиваниям ярлыков на различные гимны (этот коммунистический, а тот имперский, самодержавный и т.д.). К этому не преминули добавиться неизбежные, наверное, при всякой смене ситуации коньюнктурные устремления. Наиболее невинные из них обрели облик предложений известных поэтов и бардов рассмотреть сочиненные ими варианты слов и мелодий для российского гимна. ............ |