Часть полного текста документа:Голоса в царстве безмолвия. Когда ученые и военные моряки впервые опустили в море гидрофоны, их немало удивили интенсивность и разнообразие шумов. Бытовавшее представление о мире безмолвия под водой отошло в прошлое. Изучением живых звуков моря занялась биологическая гидроакустика. Теперь уже не новость, что многие гидробионты могут издавать звуки. Они служат обитателям морей и пресных вод средством для ближней ориентации и коммуникации в период, предшествующий размножению. Как известно, этот период в жизни рыб характеризуется территориальными подвижками, сопровождается интересными формами демонстративного, а подчас и акустического поведения. Среди морских рыб особенно интересную группу, с "вокальной" точки зрения, составляют Горбылевые (Sciaenidae). У представителей этого семейства плавательный пузырь, помимо гидростатической функции, выполняет также роль резонатора и звукоиздающего органа. Он поделен на камеры, в которых воздух перегоняется и выталкивается под воздействием упругих мышц. Благодаря такому устройству рыбы могут издавать особенно причудливые звуки. Хоры черноморских горбылей, записанные, кстати, на пластинку, напоминают стук вагонных колес. А польский путешественник А. Фидлер в книге "Рыбы поют в Укаяли", описывая звучание амазонских горбылей, сравнивал его с колокольчиками разной тональности. В подводную какофонию биологического происхождения местами включаются морские беспозвоночные, особенно в прибрежных мелководьях. У беспозвоночных гидробионтов нет плавательного пузыря и они издают "инструментальные" звуки, потирая выросты и отростки на конечностях. Пользуются они и другими способами. Нередко подобное извлечение звуков встречается и у рыб. Интересно отметить, что в нашей стране запись звуков рыб в природе началась на десятилетие раньше, чем наземных животных. Это объясняется рядом причин и главным образом тем, что для записи звуков рыб применялись стационарные магнитофоны с питанием от судовых энергоустановок. В начале пятидесятых годов магнитофоны на переменном токе были куда доступнее для ученых, чем "экзотические" в то время портативные. Следует также подчеркнуть, что полевая запись в биоакустике считается предпочтительнее вольерной, клеточной или аквариумной - это выход в необъятный мир звуков природы. Первые записи биошумов подводных организмов в Черном море были сделаны летом 1950 года экспедицией Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии. Гидроакустическую экспедицию возглавил А.С.Шеин, под его началом работали научные сотрудники А.К.Токарев и Е.В.Шишкова. В последующие годы Шишкова очень много сделала для изучения биоакустических полей Черного, Азовского и Каспийского морей. Ею были получены записи звуков рыб и дельфинов, разработаны основы гидроакустических методов промысловой разведки. При записи звуков рыб в море не всегда представляется возможность определить конкретный источник звукоизлучения и установить биологическое значение издаваемых звуков. Поэтому исследование функции и способов звукоизлучения у рыб осуществлялось также и в аквариумных условиях. Аквариумистам будет приятно узнать, что среди первых объектов изучения были декоративные рыбки - обычные питомцы домашних аквариумов: петушки, барбусы, гурами и, конечно же, цихлиды. ............ |