Введение
Что такое родина? С чего начинается родина? С одной стороны легко и просто ответить на этот вопрос. Родина начинается с дома, где родился и вырос, со школы и друзей. И, конечно же, край, в котором мы живём, наш поселок - это тоже наша родина. Но мало кто знает историю своего поселка, например, откуда произошло его название, о талантливых людях, проживающих в нём! Безусловно, меня это заинтересовало.
Когда-то наш поселок именовался просто «разъезд № 61». В статье директора музея «История Забайкальской железной дороги» Анатолия Ведмедь я нашел сведения о том, как был образован этот разъезд.
В 1905 году грянула русско-японская война. И для обеспечения русской армии вооружением требовалась большая пропускная способность на Забайкальской и Сибирской железной дороге. И чтобы дать «зелёный свет» воинским перевозкам в спешном порядке было решено устроить 61 новый разъезд. Разъезды возводились очень быстро силами железнодорожных войск и только на 35 из них были построены дома в виде полуказарм, а на остальных ставили разборные бараки или даже вагоны - теплушки, снятые с рельсов. На разъездах строились также стрелочные будки, водогрейки и отхожие места. На каждый разъезд приобретались самовары. Так в 1904-1905 годах родилось 99 разъездов, которым была суждена разная судьба; затем одни исчезли, а другие разрослись в крупные станции. Так в 1937 году разъезд № 61 стал именоваться «станция Новая» и при нём вырос большой поселок. До 1974 года, когда был построен вокзал, помещением станции служил товарный вагон, который не отапливался.
Удивительно то, что наш поселок в разное время назывался по-разному! Белоглиновка, «разъезд № 61», «Новая», «Точка», «Фабричный».
Каждый, кто добирался до «Новой» автомобильным транспортом, слышал такое необычное название: «Точка». И невольно задавал себе вопрос: «Почему именно «Точка»?» И меня тоже заинтересовала история происхождения такого вроде бы простого названия микрорайона.
Первоначально на месте микрорайона существовала радиостанция. Точка - это был выделенный приемный пункт, который строился заключёнными с 1937 года, а сдан в эксплуатацию был в 1939 году 1 апреля. Строительство велось под контролем наркомата обороны СССР. Для технического персонала на территории радиостанции было построено три трёхквартирных жилых деревянных дома. А только с 1937 года по 1939 год для работников охраны был построен один шестнадцатиквартирный дом. Жилой посёлок был закрытым объектом, где на территории, в четырёх углах, стояли вышки; территория радиоточки патрулировалась, охранялась военизированной приёмно-передающие системы. Как же работала эта радиостанция? На станцию поступали сигналы из Москвы, которые затем усиливались и передавались на «передатчик» в Атамановке, а после этого выходили в прямой
История посёлка
Официально считается, что заселение поселка началось с 1932г. Но появились новые сведения, что наша станция Новая берет свое начало со времен русско-японской войны 1904 г.
В начале 1904 г потребовалось усиление движения по забайкальской железной дороге, её большая пропускная способность. Поэтому силами желелезнодорожных войск начали возводиться разъезды. Спешно строились будки, присылались работники с российских железных дорог. Сначала разъезды назывались по верстам, и чтобы не было путаницы в названиях, начальник Забайкальской железной дороги издал приказ №164 от 18 июня 1904т «О наименовании разъездов по номерам, а не по верстам» так появился разъезд №61. ............