Часть полного текста документа:МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ: "ЭКОЛОГИЯ" Вариант № 2 Государственное регулирование природопользования и охраны природной среды Выполнил: Гусаров А.Ю. Группа: Проверил: Оценка: Дата: Самара 1999 Содержание 1. Задачи регулирования 3 2. Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование 5 3. Экономические рычаги регулирования: * налоги и арендная плата; * плата за использование природных ресурсов; * плата за загрязнение среды, за размещение отходов. 6 4. Источники финансирования природоохранных мероприятий. 8 5. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды. 10 Список литературы 11 №1. Задачи регулирования ОТВЕТ. При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения, вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей. Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета "Оценка воздействия на окружающую среду: принципы и процедуры" была опубликована в 1975 году и получила широкое признание в качестве важного методологического документа. Начиная с 1975 года оценку воздействия на окружающую среду стали проводить во многих странах. В России в целях реализации ст.41 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" № 2060-1 от 19.12.91. было утверждено Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Термин "оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС) означает деятельность, направленную на выявление и прогнозирование ожидаемого влияния на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей, а также последующую интерпретацию и передачу полученной информации. Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при принятии решений относительно того или иного проекта. Проест при этом может подразумевать как новую деятельность, так и расширение или изменение уже существующей. Главным аспектом в области экологии является Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами: * приоритетом охраны жизни и здоровья человека; * научно обоснованным сочетанием экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; * рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для среды и здоровья человека; * соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; * гласностью и тесной связью с общественностью в решении экологических задач; * международным сотрудничеством в охране окружающей среды. Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов: приняты Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и Закон о животном мире (1995). Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: * естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; * земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. ............ |